Об упаковке - Для упаковки

2013 год в упаковочной индустрии

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

27.12.2013

Подходит к концу 2013 год. Наступает время, когда солнце поворачивает на лето, когда люди ждут чего-то необыкновенного. И вспоминают то, что происходило в течение года. Отвлечемся и мы ненадолго от неизбежной суеты, связанной с любимыми зимними праздниками, вспомнив яркие события уходящего года в упаковочной отрасли.

Новый год. Казалось бы, что такого? Всего лишь условность, невидимая и неосязаемая грань между определенными отрезками времени. Можно эту грань перенести куда угодно. У наших славянских предков новый год издавна отмечался и в сентябре, и в марте, причем и до того, как вообще в нашем календаре появились названия «сентябрь» и «март». В Древнем Египте новый год отмечали с началом разлива благодатного Нила, а в Древней Греции – в день летнего солнцестояния. В странах Юго-Восточной Азии и сейчас этот праздник приходится на середину апреля. Но когда бы год ни начинался, люди придают его началу большое значение. Это завершение одного значительного периода нашей жизни и начало нового. За суетой мы порой не замечаем времени и, оглядываясь назад, вдруг неожиданно осознаем: «Еще год пролетел». Есть люди, утверждающие, что время сегодня уплотняется, и один час на Земле проходит гораздо быстрее, чем в прежние времена. Но тут дело, скорее всего, в субъективных ощущениях людей. Та же быстротечность бытия чувствуется и в хайку знаменитого японского поэта Мацуо Басё, написанном еще в неспешном, по нашим меркам, XVII веке:

Было это так,
Было это так, и вот —
Год пришел к концу!

Традиционно год в российской упаковочной отрасли начинается с выставки «Упаковка/УпакИталия», что примерно совпадает с Новым годом по восточному календарю с его зодиакальными животными. Так, например в 2014 г. последний день выставки придется как раз на китайский Новый год. На этот раз год Лошади. Как правило, это хороший старт. Прошлогодняя выставка вполне убедительно продемонстрировала жизнеспособность упаковочной индустрии. Наша редакция подготовила официальную газету выставки и изо всех сил освещала ее работу. Как получилось, судить, конечно, читателям портала, но мы своей работой остались довольны. И сейчас снова готовим спецпроект и официальную газету выставки «Упаковка/УпакИталия».

Инвестиции в отрасли

«И вот год пришел к концу», и мы видим, что за это время российский упаковочный рынок по-прежнему относится к числу крупнейших мировых рынков, куда стремятся попасть многие зарубежные компании. Правда, как отмечает генеральный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко, то оживление рынка, которое наблюдалось в послекризисные годы и в начале 2013 года, во второй его половине сменилось настороженным ожиданием, если не стагнации, то ухудшения показателей финансово-хозяйственной деятельности большинства действующих предприятий. По его словам, скорее всего, здесь сработали макроэкономические факторы, повлиявшие на состояние всей российской экономики. Еще рано подводить окончательные итоги 2013 года для упаковочной отрасли, но можно ожидать прироста объемов производства упаковки порядка 2-2,5 %. Заметим, это все-таки рост. При этом в уходящем году в отрасли осуществлялись успешные инвестиционные проекты.

Одним из самых значительных, пожалуй, можно назвать ввод в эксплуатацию бумагоделательной машины годовой мощностью 250 тыс. т на Каменской фабрике, принадлежащей SFT Group. Об этом мы писали с удовольствием. В рамках инвестиционного проекта, начатого в 2011 году, возведено новое бумажное производство, включающее в себя установку модернизированной бумагоделательной машины, расширение паросилового цеха с установкой двух паровых котлов и реконструкцию очистных сооружений. Общая сумма инвестиций в проект по строительству новой бумажной фабрики и модернизации Каменской БКФ составила порядка 4 миллиардов рублей.

В эксклюзивном интервью нашему порталу Анатолий Штейнберг, председатель наблюдательного совета SFT Group, отметил: «Сама по себе бумагоделательная машина проблемы не решает. К ней нужна подготовка массы. Это еще столько же, сколько и машина. Мы нашли остановленную БДМ в Финляндии на предприятии компании UPM, приобрели ее, перевезли на Каменскую фабрику и в течение двух лет реализовали проект строительства новой бумажной фабрики. Что касается системы подготовки массы – она самая лучшая, не имеет аналогов в России. Мы приняли решение работать с одним из ведущих мировых производителей – фирмой Andritz, которая была выбрана на основе тендера. Она же взяла на себя комплексные гарантии».

Важным событием 2013 г. стало появление в нашей стране производственных мощностей по выпуску продукции в совершенно новой для российского рынка упаковке. Компании Tetra Pak и PepsiCo представили первую в России производственную линию по розливу молока торговой марки «Домик в деревне» в картонную бутылку Tetra Evero Aseptic. Tetra Evero Aseptic – первая в мире асептическая картонная бутылка для молока. Привлекательная и функциональная, она сочетает в себе достоинства бутылки, такие как удобство в использовании, открывании и наливании, с экологическими преимуществами картона. Производительность линии составляет 10 000 упаковок в час. При этом она занимает до 50% меньше пространства и требует на 30% меньше инвестиций по сравнению с другими линиями розлива жидких пищевых продуктов в асептическую бутылку.

В 2013 г. компания «Биаксплен», входящая в холдинг «Сибур», ввела в эксплуатацию в Томске новое производство биаксиально-ориентированной полипропиленовой пленки (БОПП-пленки). Новое производство расположено на площадке принадлежащего «Сибуру» предприятия «Томскнефтехим», выступающего основным поставщиком сырья – полипропилена. Проектная мощность линии составляет 38 тыс. тонн в год. Объем инвестиций в проект превысил 2,4 млрд рублей. Благодаря строительству производства БОПП-пленки на томской площадке было создано более 150 новых рабочих мест.

В целом год для отрасли выдался непростой. Александр Бойко подчеркивает: «Все же можно говорить о том, что наблюдается более или менее стабильная обстановка. Значительного повышения рентабельности в 2013 г. добиться не удалось. Тем не менее, мы не теряем оптимизма. Рынок все-таки продолжает развиваться. При дальнейшем росте объемов производства наших промышленных потребителей, в первую очередь, из пищевой промышленности мы тоже получим определенный импульс».

События

С 18 по 21 июня 2013 года в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо», состоялась 18-я Международная выставка упаковочной индустрии RosUpack, крупнейшее отраслевое событие в России, странах СНГ и Восточной Европы. Организатором этого мероприятия выступила компания MVK в составе Группы компаний ITE, лидера российского рынка выставочных услуг. Наша редакция оказывала информационную поддержку, организовала освещение работы мероприятия, подготовила выставочную газету.

Выставка RosUpack охватывает все сегменты отрасли: от упаковочных машин и технологий до упаковочных материалов и готовой тары для всех отраслей промышленности. В 2013 году с экспозицией выставки ознакомилось рекордное количество посетителей – 21 312 специалистов отрасли из 54 стран мира и 79 регионов России, что на 17,2% больше, чем в прошлом году.

Примечательно, что летом 2013 года Россию впервые посетил президент Всемирной организации упаковщиков (WPO) Томас Шнайдер. Он принял участие в выставке RosUpack. «По мере того, как упаковочная отрасль становится более эффективной, она приносит нам все больше пользы, обеспечивая сохранность продуктов, напитков и фармацевтических изделий», – отметил президент WPO в своем выступлении на выставке. По его мнению, сегодня общество не может обойтись без упаковки, поэтому главная цель Всемирной организации упаковщиков заключается в просвещении людей, распространении знаний о значении и функциях упаковки. Томас Шнайдер дал интервью порталу Unipack.Ru.

Осенью на выставке «Агропродмаш» нас порадовал Салон упаковочных решений для пищевой промышленности. В его работе прияло участие 106 фирм из 12 стран мира. В фокусе внимания оказалось оборудование для групповой и индивидуальной упаковки (в том числе с термоусадкой), техника для упаковки палет и для обмотки стретч-пленкой.

Полиграфия и упаковка

Одна из мировых тенденций состоит в том, что мировая полиграфия испытывает трудности в связи со структурными изменениями в средствах массовой информации, укрупнением издательств и типографий, а также переориентацией печатного бизнеса. Вследствие этого ухудшился инвестиционный климат в отрасли, что приводит к переизбытку производственных мощностей. По данным экспертов, мировой рынок листовых офсетных машин в последнее время сократился наполовину, рынок рулонных машин – на 70%. При этом, по данным Pira, в 2012 г. в обороте европейского полиграфического рынка 42% составляли упаковка и этикетки. Согласно прогнозам, к 2017 г. ведущим сектором полиграфии останется с большим отрывом производство упаковки и этикеток с оборотом примерно 75 млрд евро. В большинстве остальных секторов ожидается снижение оборотов.

В связи с этим крупные производители машин и оборудования для полиграфии все больше внимания уделяют упаковке. Так, недавно немецкий концерн КВА, один из ведущих мировых производителей офсетных печатных машин, объявил о программе санации и создании нового подразделения специальных машин, которое включает в себя растущие направления печати по жести Metalprint, оборудования для печати ценных бумаг, а также активы недавно приобретенных компаний Kammann Maschinenbau (машины трафаретной печати по стеклянной таре) и Flexotecnica (флексографские машины для печати гибкой упаковки). Эта тенденция, естественно, ощущается и в нашей стране. Известная фирма Kodak, испытавшая в последнее время значительные финансовые трудности и находившаяся с 2012 г. в состоянии банкротства, в 2013 году вышла из-под защиты статьи 11 Кодекса о банкротстве США. Теперь это уже не тот Kodak, ассоциировавшийся в нашем сознании в первую очередь с фотопленками и фотопечатью. Любительское направление, Kodak выделил в отдельную фирму 2 сентября 2013 г, и эта компания носит название Kodak Alaris. В России это произошло 1 декабря 2013 г., появилось ООО «Кодак Аларис». Новый Kodak позиционирует себя как технологическая компания, работающая на трех основных рынках – упаковки, полиграфии и функциональной печати. Упаковка – относительно новый рынок для Kodak. В области упаковки компания делает ставку на передовые технологии струйной печати Stream и изготовления флексографских печатных форм Flexcel NX, которые повышают эффективность, снижают количество отходов, повышают объем продаж за счет повышения привлекательности товара на полке, обеспечивают массовое производство по индивидуальным заказам и сочетают в себе высокотехнологичные средства упаковки и защиты от подделок. Kodak в России уже продемонстрировал более чем 50-процентный рост по флексоматериалам. Это быстрорастущее направление, на котором в следующем году прогнозируется также значительный рост.

Инновации

Порадовал нас в этом году изобретатель-предприниматель Алексей Пароваров. В сентябре в Москве он представил необычную упаковку, одновременно являющуюся одноразовой пароваркой. Это единственный в мире запатентованный одноразовый контейнер, обеспечивающий самый здоровый способ приготовления еды – варку на пару – при минимальных затратах времени и сил со стороны потребителя. Замороженные продукты прямо в упаковке из фольги (она же пароварка) ставятся на плиту, на медленный огонь. Добавляем воду и ждем. По достижении продуктами готовности, блюдо может быть подано на стол прямо в пароварке, которая в этом случае используется как одноразовая посуда, тем самым позволяя потребителю экономить время и силы на наведении чистоты на кухне. Хорошее решение!

В течение года мы публиковали интересные материалы Антона Стимана, известного эксперта в области упаковки, автора блога Best In Packaging. В своих статьях, многие из которых мы переводим (с любезного разрешения автора) и предлагаем вашему вниманию на портале, он часто рассказывает об инновациях в мировой индустрии упаковки. Антон Стиман – человек, что называется редкой судьбы: родился в Голландии, а живет в Бразилии. О том, как голландский инженер в области упаковочного оборудования оказался в бразильской глубинке, в устье Амазонки, наши читатели смогли узнать из эксклюзивного интервью с экспертом.

Дизайн

В 2013 году прошел очередной конкурс Pentawards. Это первый и единственный международный конкурс, посвященный исключительно дизайну любых видов упаковок. В конкурсе может принять участие каждый, независимо от страны проживания, кто связан с созданием и маркетингом упаковок. Российские дизайнеры завоевали на конкурсе в общей сложности 16 наград, среди которых две золотые, шесть серебряных и восемь бронзовых. Бренд «Высоко-высоко» («Sky-high»), разработанный агентством Depot WPF, — это единственное российское «золото» за реальный проект на конкурсе Pentawards в 2013 году. Под этой маркой компания «Минскоблпродукт» выводит на российский рынок ряд молочных продуктов.

Вообще, оглядываясь на ушедший год, понимаешь, что событий в упаковке было великое множество, и обо всех рассказать в одной статье невозможно. Собственно, рассказами о событиях в отрасли мы и занимаемся каждый день. Надеемся, что и следующий год подарит нам много интересного в области любимой нами упаковки.


Автор:  Бредис Михаил, Главный редактор Unipack.Ru

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru