Об упаковке - Для упаковки

Гибкая упаковка для стерилизуемых продуктов питания: куда идет рынок?

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

21.11.2012

Комментариев: 2

Согласно данным исследовательской компании Pira International, оборот на мировом рынке гибкой упаковки в 2011 году составил 58,3 млрд. долларов. Рост в данном секторе ожидается на уровне 4,1% в год, и к 2016 году оборот составит 71,3 млрд. долларов. Гибкая упаковка постепенно замещает другие традиционные виды: металлические банки, стеклянные и пластиковые бутылки, картонную тару для напитков.

Увеличению спроса на гибкую упаковку также способствует и расширение ассортимента товаров, предлагаемых владельцами брендов, как реакция на обострение конкуренции. Благодаря обеспечению длительного срока годности продуктов и хорошим защитным свойствам, барьерная гибкая упаковка завоевывает все большую популярность. Здесь самое большое увеличение спроса ожидается на упаковку из БОПЭТ, сополимера этилена и винилового спирта (EVOH) и полиамида (PA).

Одним из видов барьерной гибкой упаковки является так называемая «реторт-упаковка», которая представляет собой современную альтернативу консервной банке (для стерилизуемых продуктов) и изготовливается из специальных многослойных плёнок, обеспечивающих изоляцию продуктов от внешней среды и их стерилизацию при высоких температурах (свыше 100°С). Таким образом, продукт стерилизуется и готовится одновременно.

В гибкие реторт-пакеты фасуют мясные, рыбные, овощные консервы, корма для животных, соусы.

Преимущества, предлагаемые производителям и потребителям, – это удобство транспортировки, возможность использования в микроволновой печи, разные варианты видов и объемов пакетов. Сроки хранения готовой продукции в такой упаковке составляют в среднем 3-4 года.

Какая же специфика существует в производстве упаковки продукции для стерилизации? Поскольку продукт в ламинированной пленке подвергается длительному (обычно, в течение 20 -40 минут) воздействию горячего пара при температуре 120° С (и более) под давлением, основное требование производителей такой упаковки – качественное сырье.

Типичные структуры для производства реторт упаковки – это фольгированные многослойные материалы (например: PET/ Al/ CPP, PET/ Al/ PA/CPP или PET/ Al/ PA/PE), а для создания прозрачного пакета алюминиевая фольга может заменяться специальными полимерными материалами – плёнками на базе оксида кремния (SiOx), этиленвинилового спирта (EVOH), полиамида (PA), поливинилиденхлорида (PVDC) и т. д. Таким образом, в зависимости от назначения будет различаться состав материалов для изготовления реторт-пакетов, а, значит, и их цена.

Выбор многослойного материала производителем упаковки играет важную роль. Пакет должен иметь барьер против света, не менять свойства при изменении уровня влажности, загрязнении, воздействии кислорода и при взаимодействии с продуктом, находящимся внутри. Материал должен иметь структурную целостность, а также не изменять своих свойств под воздействием процесса стерилизации продукта при высоких температурах.

Производитель продуктов питания может получить реторт-пакеты в различных видах. Гибкие пакеты могут поставляться в полуготовом виде, с тремя швами, или формироваться из рулона в общем технологическом процессе, когда одновременно происходит наполнение готовым продуктом и запечатывание швов упаковочной машиной.

Полуготовые пакеты для стерилизуемой продукции, которые обычно используются производителем продуктов питания, имеют швы с трех сторон, запечатанные производителем пакетов.

Пакеты, которые изготавливает сам производитель продуктов питания из многослойного материала, поставляемого в рулонах, могут формироваться из двух одновременно натянутых рулонов, а швы запечатываются нагревательным устройством, после чего готовые пакеты обрезаются.

В настоящее время основными потребителями гибкой упаковки для стерилизации на российском рынке являются производители влажных кормов для животных, в частности компании «Марс», «Роял Канин», «Нестле Пурина», «Аллер Петфуд», а также некоторые производители готовых продуктов питания, использующие ламинированный мягкий пакет.

Кто же является поставщиками упаковки для производителей стерилизуемой продукции в России? В основном это зарубежные компании, которые поставляют как готовые ламинаты, так и пакеты (CLP Industries, Amcor, Mondi и другие). В России, как правило, делают пакеты, а многослойные материалы для них используют импортные. Несмотря на то что проекты производства гибкой упаковки, пригодной для стерилизации, были анонсированы некоторыми местными отечественными компаниями, в настоящее время, кроме «Уралпластика» (г. Екатеринбург), подтверждений локального производства таких ламинатов нет. Что касается изготовления пакетов из готовых импортных материалов, пригодных для стерилизации, в России их изготавливают компании «Изаслав» (г. Переславль-Залесский) и «Амкор Флексиблз Новгород» (г. Великий Новгород).

В Европе рынок стерилизуемой гибкой упаковки (реторт-упаковки) развивается очень давно, что подтверждает наша коллега из Великобритании Элисон Кокрелл (Alison Cockrell), директор маркетингового агенства АС Marketing: «Стерилизуемые продукты питания в гибких упаковочных материалах занимают важное место в Западной Европе уже в течение длительного времени, а теперь мы все чаще видим, как это тиражируется в странах Центральной и Восточной Европы, в частности, глобальными владельцами брендов, которые хотят иметь улучшенные стандарты своей продукции по всему миру.

Гибкие покровные материалы, изготовленные из алюминия с покрытием с одной стороны (для защиты печати) и полипропиленовым слоем – с другой (для герметизации), завоевали популярность в качестве крышек-платинок для небольших алюминиевых лотков в сегментах производства рыбных продуктов, паштетов, а также кормов для животных. Тем не менее одной из самых успешных новинок, повлиявшей на весь рынок гибкой упаковки, стал устойчивый стерилизуемый пакет-сумка. Материал имеет, как правило, следующую основу: полиэстер (с внутренней печатью) / двуосноориентированный полиамид / алюминиевая фольга / литой полипропилен. Такой многослойный материал выдерживает необходимую температуру стерилизации при 116-121 º C.

Другие барьерные материалы, такие как оксид кремния и оксид алюминия в качестве альтернативы алюминиевой фольги также обеспечивают прозрачность ламината и возможность использования продукта в упаковке для разогрева в микроволновой печи. Бурный рост на рынке устойчивых пакетов прогнозируется и в ближайшие несколько лет, так как этот формат упаковки продолжает проникать в ключевые сегменты рынка, такие как влажные корма для домашних животных (самые значительные объемы данного вида упаковки), готовые блюда, гарниры, соусы, супы и оливки.

Ведущие производители гибкой упаковки часто стремятся развивать свой бизнес либо через инвестиции в производство современных пакетов-сумок, либо путем синергии, через приобретение компаний – производителей таких пакетов. В то же время некоторые владельцы известных брендов обладают собственными мощностями для производства пакетов.

Нет никаких сомнений, что устойчивые пакеты для стерилизуемых продуктов питания сохранят свою роль в течение еще долгого времени, так как они приносят большие преимущества владельцам брендов, розничным сетям и потребителям. Более легкий вес готового продукта в гибкой упаковке, большая площадь для брендовой графики, различные индивидуальные формы, легкое открытие, возможность многократного закрывания, контролируемое дозирование и простота приготовления пищи – эти признанные достоинства будут и в дальнейшем стимулировать экономический рост в секторе реторт-упаковки с добавленной стоимостью».

В России процесс развития производства реторт-упаковки затянулся. Связано это, прежде всего, с отсутствием необходимой технологической базы, оборудования, сырья. В ходе производства необходимо контролировать большое количество параметров (газопроницаемость, качество сварных швов и т. д.), проводить испытания, затем испытывать упаковку с готовой продукцией при стерилизации на предприятиях изготовителей продуктов питания. Также специалисты отмечают проблемы с поставками необходимого сырья – пленок, красок и клея, пригодных для производства стерилизуемой упаковки.

Несмотря на эти трудности, рядом российских компаний уже ведется разработка многослойных материалов, пригодных для стерилизации, и идет их поэтапное тестирование у различных заказчиков. Таким образом, наши отечественные производители постепенно перенимают успешный опыт западных коллег, инвестируя средства в это перспективное направление. А мы пожелаем им удачи и будем наблюдать за их успехами.


Автор:  Коскиниеми Жанна, Маркетолог-аналитик с 12-летним опытом работы в крупных международных компаниях, занимающихся производством упаковки

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

21.11.2012 22:15Виктор

Месяц назад, молдавская компания Firstline начала поставлять реторт ламинаты и реторт пакеты на российский рынок

22.11.2012 13:58Автор

Виктор, спасибо - проверим :-)

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru