Об упаковке - Для упаковки

Спички войны, спички победы: заметки бывшего филумениста

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

05.05.2012

Такой простой и обыденный товар, как спички, стал с начала Великой Отечественной войны очень редким и, не побоимся этого слова, стратегическим продуктом.

Нужный, но страшно дефицитный товар

Спички, соль и мыло… При любых, мнимых или реальных, сложностях в нашей стране эти товары спешно раскупались, а затем первыми пропадали с полок магазинов. В народной памяти страшные и одновременно героические дни накрепко связаны с исчезновением этих продуктов повседневного потребления.

Действительно, с первых дней фашистского наступления, когда спичечные фабрики запада страны (Белоруссии, Украины и Прибалтики) оказались на территории, занятой врагом, мощностей по выпуску спичек стало не хватать. Те предприятия, что располагались к востоку от меняющейся линии фронта, были частично заняты выпуском другой продукции, частично разрушены, частично лишены сырья, т. к. древесина шла на другие нужные фронту и тылу цели.

И солдаты на фронте, и труженики тыла, в основном, пользовались зажигалками, «производство» которых было налажено отдельными, но многочисленными умельцами. Кстати, дефицит спичек испытывали практически все воюющие страны, и везде он знаменовался переходом на зажигалки. Например, знаменитые Zippo, восьмидесятилетний юбилей которых отмечается в этом году, свое вселенское распространение начали именно в годы Второй мировой войны.

Но зажигалки не способны полностью заменить спички - хотя бы по той простой причине, что могут отказать в самый неподходящий момент. Ладно, солдат в окопе прикурит от зажигалки соседа, а как быть диверсанту, пытающемуся поджечь нечто «вражеское», если из-под колесика не вылетает искра? В мемуарной и художественной литературе достаточно много примеров того, что партизаны и городские подпольщики, уходя на «огненное» задание, стремились запастись спичками. Поэтому производство спичек, хотя и было сокращено, никогда не прекращалось. И к выпуску нужного на фронте и в тылу товара подключались предприятия, артели и кооперативы, производившие до того нечто иное.

Этикетки, зовущие к победе

Исторически сложилось, что спички с момента своего появления обязательно снабжались этикетками. Вначале на них помещалась «инструкция по применению» этого тогда еще небезопасного зажигательного средства, позже - сведения о производителе. Еще позже спичечная этикетка стала массовым просветителем и агитатором.

Понятно, что этикетки спичек в годы войны призывали к уничтожению врага, к победе над ним. Блеклые, в одну-две краски - но как много говорят они о тех героических годах!

Еще они напоминают нам, что в условиях нехватки древесины вспомнили о картонных спичках: таких «книжечках», от которых надо было отрывать картонную полоску, снабженную зажигательной головкой. Об этом «варианте» спичек у нас в стране позже забыли на долгие годы. Помню, как подростком я с интересом рассматривал попавшую мне в руки этакую «забугорную» штуковину. Изредка они снова стали попадаться в 90-е, но уже как «клубные спички». Впрочем, «клубных спичек» в «традиционном» исполнении все-таки больше.

Во время блокады Ленинграда такие картонные спички выпускались на работающих там предприятиях. Из множества рисунков этикеток приведем три от трех производителей.

Наряду с хлебными карточками в музее, со знаменитой надписью «об опасности стороны улицы», сохраненной с тех времен, со множеством других примет войны, которые мы встречаем в этом героическом городе, блокадные спички – тоже памятник людям, погибшим и выжившим, но не сдавшимся в условиях практически полного окружения.

Великая Отечественная война породила и новую спичечную технологию. Стали выпускать специальные спички, которые не гасли на ветру и под дождем, загорались и отсыревшими. Понятно, что тогда ими снабжали диверсантов. В мирное время такие спички под названием «ветровые» вошли в комплекты снаряжения экспедиций в труднодоступные районы. В «открытой продаже» эти спички носили название «Охотничьих». Стоили «охотничьи» спички, хотя их в коробке было меньше, в 10 раз дороже обычных, а если каждая спичка была завернута еще и во влагостойкую бумагу (был и такой вариант упаковывания), то в 15. Я мальчишкой (в середине 60-х) проверял: задуть такую спичку, пока ее двойная головка полностью не сгорела, было невозможно. А если горящую спичку бросали в лужу, то она, шипя и продолжая гореть, «реактивно» металась по воде.

Этикетки, прославляющие победу

Как ни покажется странным, но тема Великой Отечественной войны вновь появилась на спичечных этикетках нашей страны очень не скоро. Первое, весьма условное, упоминание героического прошлого случилось в 1959 году. Были выпущены спички с циклом этикеток, снабженных городскими пейзажами Сталинграда. Но только на одной из них был запечатлен памятник защитникам города-героя.

Спички «со Сталинградом» продавались, так сказать, «россыпью», а вот Ленинграду была посвящена уже подарочная серия (сейчас чаще употребляется термин «сувенирная»), т. е. спичечные коробки были подобраны по рисункам и уложены в уже более крупную тару. Но в «ленинградских» спичках, изобилующих великолепными историческими пейзажами, не было ни одного, хотя бы косвенного, воспоминания о прошедшей войне.

На следующий год были выпущены спички, на этикетках которых были изображены характерные архитектурные сооружения и медали за оборону четырех существовавших тогда городов-героев. Кстати, только на этикетке «Ленинград» был памятник, имеющий отношение к войне.

В 1961 году в серии «Слава Советской армии!» среди эпизодов, восхваляющих славный путь «несокрушимой и легендарной», было две этикетки, посвященные Великой Отечественной.

Особняком стоит 1963 год: тогда была выпущена большая серия, изображавшая памятники, установленные в честь войны и ее героев.

Хотя память о войне всегда жила в сердцах наших людей, в 1965 году коренным образом изменилось официальное отношение к Празднику Победы. С года двадцатилетия окончания войны день 9 мая вновь стал нерабочим, а по всей стране стали проводиться мероприятия, посвященные памяти «и павших, и живых». Спичечная промышленность тоже не осталась в стороне, выпустив несколько серий спичек, как «подарочных», так и в «обычном» исполнении.

Одна из таких серий продлила серию 1963 года: построение этикеток сохранилось, но памятники были изображены другие. Кстати, когда в конце 90-х я попросил сына, учившегося тогда в Будапеште, найти памятник капитану Миклошу Штеймецу (венгру по национальности, однополчанину моего отца), советскому парламентеру, убитому немцами, то он его не нашел.

В одной из «военных серий» на этикетке был изображен и вильнюсский памятник генералу армии И. Д. Черняховскому. Теперь этот монумент в Воронеже. Ладно, хорошо хоть знаменитый и буквально воспетый памятник «Алеше» в Болгарии не разрушили - а ведь хотели некоторые из братьев-славян. Вот и о таких «гримасах истории» напоминают нам коллекции спичечных этикеток.

Если в той серии изображались и «именные» памятники, и, так сказать, памятники «общего значения», то другая серия того же 1965 года была «персоналией» героев Великой Отечественной войны. Надо отдать должное разработчиком серии, включены были не только «общеизвестные герои», но и те, о которых мы в то время почти ничего не знали – например, Муса Джалиль (М. М. Залилов). И, увидев на этикетках незнакомые мне имена, я стал разыскивать сведения о людях, их носивших. Вот такая просветительская роль обнаружилась у моего детско-юношеского увлечения.

После 1965 года упоминание Великой Победы стало встречаться на спичках куда чаще. Но все-таки спичек «по поводу» Великой Отечественной больше выпускалось к юбилеям Победы. Упоминания о грозных годах встречались, конечно, и других сериях, например, в «Минских пейзажах» 1969 года. Впрочем, 1970 не был отмечен победной тематикой: тот год был «занят» столетием В. И. Ленина (о «Лениниане» на спичечных этикетках стоило бы поговорить отдельно) и, видимо, полиграфических мощностей не хватило на два юбилея.

Был богат на победные серии 1975 год. Но они были, на мой взгляд, неравнозначны. Серия с увеличившимся к тому времени числом городов-героев, была, на мой взгляд, скучна из-за некоей условности рисунков на этикетках. Зато хороши были серии «подарочных» наборов спичек, обе из которых строились по принципу главных событий войны. Одна из них интересна еще и тем, что по-иному повторила сюжеты этикеток 1959 года с заменой изображений медалей на их колодки.

В 1975 году впервые появилась спичечная этикетка, посвященная советскому войсковому соединению. Редкая тема этикеток. Я, например, знаю только еще одну этикетку, отмечающую не войну вообще, а воинскую часть, в ней участвовавшую. А еще редко встречались этикетки, просто отмечавшие ордена, хотя ордена Победы, Отечественной войны, Славы, обрамленные другими «викторийными» символами, на «победных» этикетках изображались многократно.

Этикетки, посвященные военной технике

Ни разу не вышла в СССР серия спичек с этикетками, посвященными боевой технике времен Второй мировой войны. Хотя некоторые образцы советских танков и самолетов на этикетках другой общей тематики встречались.

Отойдя от филуменистики (выражаюсь по-старому - сейчас используется термин «филумения»), я пропустил такое событие как «выход в свет» в 2010 году сувенирной серии «Танки Вермахта», где было не просто прекрасное изображение оружия врага, но и его тактико-технические данные. Я не против такой серии, я за. Но хотелось бы, чтобы, прежде всего, на спичечных этикетках было наше оружие Победы. Надеюсь на это, тем более, что то же предприятие выпустило на следующий год спички с изображением отечественных средств радиоэлектронного подавления.

«Победные» этикетки новой России

Спички сейчас исчезающий товар – который, правда, никогда полностью не исчезнет. Хотя бы по той же причине, по которой спички продолжали выпускаться в годы войны.

Но даже в условиях снижения выпуска спичек и все большего их обезличивания, начавшегося при переходе с коробок из шпона на коробки из картона, все еще выпускаются «огненные палочки», прославляющие нашу славную Победу.

Есть и подарочно-сувенирные наборы, где, например, великолепно отражены патриотические плакаты времен Великой Отечественной войны, и просто отдельные спичечные коробки, знаменующие день Победы или его годовщину.

***

С праздником вас! С Днем Победы всех, кто победил в той Великой войне, всех, кто просто ее пережил, и всех, кто, родившись после нее, помнит о ней!

***

При подготовке материала автор пользовался собственной коллекцией спичечных этикеток и изображениями, размещенными на портале http://www.fillumenistika.ru/, а также еще на ряде интернет-ресурсов, за что благодарит собратьев-филуменистов.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru