Об упаковкеДля упаковки

"Серебряный век" русского фантика

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

05.05.2011

Ретроспективная выставка с таким названием будет работать с 20 мая по 30 июня в павильоне 7А выставочного комплекса в парке «СОКОЛЬНИКИ». Она организована ИД «Индастри Ньюс Медиа», журналом «Тара и упаковка» и Экологическим центром «Сокольники» при поддержке Музея упаковки, Культурно-просветительского объединения «Центр упаковки, этикетки, дизайна» и Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак).

На этой выставке впервые представлены широкой публике уникальные коллекции русских фантиков – упаковок для конфет и шоколада, выпускавшихся российскими предпринимателями – кондитерами в конце XIX – начале ХХ веков, а также сопутствующая атрибутика. Материалы для экспонирования представлены московским коллекционером, предпринимателем Виктором Кудрявцевым и московским Музеем упаковки.

Следует отметить, что в конце XIX – начале ХХ веков кондитерский рынок Российской Империи, находился на стадии высочайшего подъема, в буквальном смысле процветал. «Конфекты» (так до 1917 года, по старой орфографии, назывались конфеты) и самые разнообразные другие кондитерские изделия пользовались у населения огромной популярностью. Только в Москве существовали десятки крупных и более мелких кондитерских фирм. А сколько еще их было в Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Одессе и других городах огромной Империи, трудно и сосчитать. Многие русские кондитерские изделия, как и имена кондитеров, были хорошо известны и высоко ценились во многих странах Европы и Азии.

К сожалению, вычеркнутые после октябрьского переворота 1917 года из нашей истории, имена российских кондитеров, были незаслуженно забыты более чем на 70 лет. Они сохранились лишь у коллекционеров - на упаковках того времени – коробках от конфет, обертках от шоколада и на фантиках…

Мы начали вспоминать имена российских кондитеров – владельцев многочисленных кондитерских фабрик, - лишь в 90-е годы прошлого века, благодаря стараниям коллекционеров. Оказалось, что многие крупные кондитерские фабрики СССР были созданы еще в XIX веке. Наиболее известны среди них – московские: «Красный Октябрь» (бывш. Эйнем), «Бабаевский» (бывш. Абрикосова), «Рот Фронт» (бывш. супруги Леновы), «Большевик» (бывш. Сиу), Кудрявцева и др.

Не малую роль в восстановлении имен многих предпринимателей, промышленников, создававших в начале ХХ века богатство и славу России, сыграл журнал «Тара и упаковка». В рубрике «Домашний музей», еще в самом начале 90-х годов в этом журнале постоянно появлялись статьи о российских предпринимателях и, в том числе, кондитерах, успешно работавших в стране до октябрьского переворота 1917 года.

Некоторые упаковки для кондитерских изделий, изготовлявшихся в России, а потом и в СССР, экспонировались в разделах Музея упаковки, располагавшегося с 1999 по 2010 гг. в здании Политехнического музея, в самом центре Москвы. С успехом демонстрировали их сотрудники журнала на промышленных выставках в Москве, в Милане (Италия) и в Лейпциге (Германия). Они всегда вызывали огромный, буквально ностальгический интерес у всех посетителей, но в первую очередь, конечно, с профессиональной точки зрения интересовали предпринимателей, маркетологов и дизайнеров.

Фантики (так в России, по традиции, называют обертки для конфет), изготовленные более 100 лет назад, сегодня - настоящие произведения прикладного искусства. Над созданием их многочисленных сюжетов в России, в частности, трудились такие известные художники, мастера рекламного искусства, как И. Билибин, М. Врубель, А. Апсит, А. Бельский, А. Гапонов, М. Колесников и многие, многие другие.

Многие упаковки - обертки (фантики), коробки оформляли, особенно небольших кондитерских предприятий, оформляли и мало известные или даже совсем неизвестные художники. К сожалению, авторство и тех и других установить сегодня довольно трудно, а в большинстве случаев уже и просто невозможно. Тем не менее, это ни сколько не умаляет их историческую ценность, как материальных документов, способных рассказать о многих событиях, происходивших в нашей стране в конце XIX – начале ХХ веков.

Художественное оформление фантиков для конфет, так же, как и многих других видов упаковки того времени, следовало за общим характером развития искусства. В частности, стиль модерн, широко захвативший многие области искусства, не прошел и мимо фантиков. Их стали украшать характерным для модерна стилизованным растительным орнаментом, женскими головками, барышнями в длинных платьях, оригинальными пейзажами и т.д. Кстати, оформление упаковки для кондитерских изделий российские предприниматели заказывали даже «отцу» стиля модерн, чешскому художнику Альфонсу Мухе, который бывал в России.

Параллельно с модерном, при оформлении фантиков, впрочем, как и других видов кондитерской упаковки, художники широко использовали и «русский» или, так называемый «ропетовский» стиль, по имени архитектора И.Петрова (псевдоним Ропет). На фантиках того времени можно увидеть русских красавиц, героев русской истории, известных русских писателей и поэтов, сказочных персонажей, сцены из жизни русского народа. Особенно популярными были исторические темы.

В 1912 году прилавки московских, питерских, киевских магазинов буквально наводнили кондитерские изделия в упаковках, на которых отмечалось100-летие победы над французами в Отечественной войне 1812 года. А в следующем, 1913 многие русские кондитеры, как и вся страна, отмечали 300-летие Дома Романовых (эти темы, в частности, представлены на выставке).

Российские кондитерские изделия в начале ХХ века славились во многих странах Европы и Азии. Причем зарубежных потребителей привлекал не только их тонкий вкус, но и прекрасно оформленная упаковка, изящный и во многом неповторимый стиль («а ля рус») русских фантиков!

Поскольку в России в начале ХХ века многие российские предприниматели постоянно общались со своими зарубежными коллегами и, к тому же, в нашей стране работали кондитеры из Германии, Франции и других европейских стран, было модным названия кондитерским изделиям давать на французском языке.

Значение фантиков не ограничивалось только тем, что они давали наименование конфет и обозначали имя (а значит и Фирму) производителя. Появилась возможность использовать их, с одной стороны, как мощное средство рекламы, а с другой – как мощное средство массовой информации, заменявшее в те далекие времена радио, телевидение, а иногда и иллюстрированные журналы.

Возможно, что эта выставка будет иметь продолжение. Начиная с 2012 года ЭЦ «Сокольники» и партнеры предполагают начать проведение в парке «Сокольники», в Москве, - ежегодного Московского Фестиваля шоколада. Темой следующей ретроспективной выставки конфетных фантиков и шоколадных оберток теперь уже в рамках Фестиваля шоколада будет советский авангард 20-х годов прошлого столетия.


Автор:   Гл. редактор журнала «Тара и упаковка», Игорь Смиренный

Все публикации компании Информация о компании

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru