Об упаковке - Для упаковки

История тары… или тара в истории? Часть 2

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

22.03.2011

См. также "История тары… или тара в истории? Часть 1"

Мы продолжаем публикацию серии материалов Владимира Ульянова о наиболее интересных и значимых мировых изобретениях в области упаковки и тары, о том, в чем, как и когда они помогали человеку и как менялись под влиянием постоянного развивития общества.

Нечто большее, чем просто «жестянка»

Гораздо больше, чем стеклянная тара, для распространения консервов сделала банка из жести. В 1810 году англичанином Питером Дюрандом был запатентован способ консервирования продуктов, аналогичный апперовскому. А уж сами консервы в «жестянке», по крайней мере, не меньше бочек поспособствовали успешному проведению экспедиций, как военных, так и научных. Жестяная консервная банка – первый вид тары, где не только развитие науки и техники служило прогрессу упаковывания, но и сама упаковка заставила науку обратить внимание на некоторые проблемы материалов. Имеется в виду так называемая «оловянная чума» – аллотропное изменение олова под влиянием низких температур. При этом олово распадается на мелкие кристаллы. Именно это послужило причиной гибели второй антарктической экспедиции Роберта Скотта в 1912 году. Швы банок, запаянные оловом, «распаялись», и экспедиция осталась без продовольствия и горючего.

Вообще же, хотя способы покрытия железа тонким слоем олова были известны еще в Древнем Риме, тару из жести стали изготавливать в XIII веке в Южной Германии. Там тогда производили из жести кухонную утварь и кое-какую тару, например, табакерки.

Бумага: обертка, кулечек, пакет

Не знаю, заворачивали ли что-либо в бумагу в Древнем Китае, где, по одним данным - в самом начале II века, а по другим - на пару тысяч лет ранее, ее придумали, но в Европе применение бумаги для упаковывания началось в XVI веке. Тогда практичные немецкие печатники переплетали только те книги, на которые находились покупатели. Ну а нераспроданные листы продавались лавочникам для завертывания в них товаров.

Но только механизация производства бумаги в конце XVIII – начале XIX века, начавшаяся изобретением бумагоделательных станков во Франции и Великобритании, сделала ее доступным и распространенным материалом для создания упаковок. А изобретенная в 1798 году в Германии литография – сравнительно дешевый способ нанесения печати - позволила сделать бумажную упаковку не только доступной, но и красивой.

Бумажный пакет - практически ровесник консервной банки. Первые пакеты, склеенные из бумаги, начали изготавливать в начале XIX века. Первый станок для производства бумажных пакетов был создан в США в 1852 году, а в следующие годы этого десятилетия и первые годы следующего это оборудование было улучшено. В 1870 году американец Л. Ч. Кроуэлл запатентовал технику для изготовления бумажных пакетов с плоским дном. Так появился бумажный пакет, которым мы пользуемся до сих пор, помещая в него муку, крупы, сахар и многое другое. И если жестяную тару всегда старались изготавливать как можно ближе к производству упаковываемых в них товаров, то бумажные пакеты в сложенном состоянии в большом количестве можно было доставлять издалека.

Картон…

В сложенном виде легко было доставлять и заготовки картонных коробок и ящиков из гофрокатона. Картонная коробка - еще один ровесник консервной «жестянки». Гофрированный картон был изготовлен в 1856 году, но лишь двадцать лет спустя его догадались помещать между слоями плоского картона. А оборудование для механизации создания заготовок и картонных коробок и ящиков из гофрокарона появилось практически одновременно, после изобретения в 1879 году американцем Робертом Гейром первого пресса для вырубания картона. Именно возможность доставлять ящики из гофрокартона в сложенном виде и использовать их в качестве оборотной тары (хотя число оборотов не столь уж и велико) способствовало тому, что постепенно они стали основным видом транспортной тары, потеснив сначала корзины и бочки, а потом и ящики из древесных материалов.

…и неожиданное его применение

В начале ХХ века в Соединенных Штатах задумались над тем, как в бумагу или картон поместить жидкие продукты, в частности, молоко. Появилось несколько вариантов такой упаковки. Но только «картонной бутылке для молока», патент на которую получил в 1915 году Джон Ван Уормер, была суждена долгая жизнь. Сменив нескольких хозяев, техническое решение Уормера получило название «Пюр-Пак», и сейчас технология производства и наполнения этой тары принадлежит компании «Элопак», название которой – аббревиатура от названия тары (European License Of PURE-PAK – Elopak). Но не было бы триумфального шествия этой тары по всему миру, если бы после Второй мировой войны не научились бы ламинировать картон полимерами, прежде всего, полиэтиленом.

Второй картонно-полиэтиленовой тарой для молока и других жидких продуктов, испытавшей подобный триумф, была упаковка, носящая сейчас название «Тетра Классик». Но и эта технология создавалась долго. В 1944 году сотрудник шведской компании «Окерлунд и Раусинг» Эрик Валленберг предложил изготавливать картонный пакет для жидких продуктов в виде правильной четырехгранной пирамидки-тетраэдра. А работы по созданию тары и оборудования, ее формирующего и заполняющего, завершились только в 1951 году. Причина не только в естественных трудностях создания принципиально новой техники, но и в том, что создать тару, надежно предохраняющую от протечек, без ламинирования картона невозможно. Отличие этой технологии от «Пюр-Пак» в том, что «Тетра Классик» создается и наполняется на одном оборудовании. Выпуск оборудования стал осуществляться компанией «Тетра Пак» (опять название, произошедшее от тары, в данном случае, ее формы), тогда – дочерней компании «Окерлунд и Раусинг», а ныне - известнейшим международным упаковочным гигантом.

Проникновению «Пюр-Пака» в Европу способствовала, как ранее бы сказали, «милитаристская политика Соединенных Штатов Америки и агрессивного блока НАТО». Солдаты американской армии, размещенные после Второй мировой войны в странах Западной Европы, хотели получать молоко в таре, к которой они привыкли на Родине. Вот американскими усилиями и была создана в Норвегии «Элопак», позже забравшая технологию у «родителей».

Откровенно милитаристской истории у распространения «тетрапаковской» пирамидки нет. Зато есть гуманитарная составляющая триумфального шествия тары. Освободившиеся в 50-60-е годы от колониальной зависимости страны Африки испытывали нехватку продовольствия, и «тетрапаковское» оборудование стало активно поставляться туда. Например, в Кении была в 1969 году организована компания «Тетра Пак Кения», занимавшаяся установкой оборудования и обучением персонала. А лет через десять был построен завод по производству упаковочного материала. Так как африканские детишки стали получать качественное молоко, а не разбавленное, как поступали некоторые нечестные торговцы с молоком в бутылках, правительство Кении в лице местного Центробанка решило отметить заслуги «Тетра Пака». Так изображение счастливых юных африканцев с пакетами-пирамидками в руках появилось на банкнотах Кении.

Можно, конечно, гордиться изображением автомата Калашникова на гербах некоторых «свободолюбивых» государств, но тара молока на банкнотах, на мой взгляд, не менее веская причина для гордости. Как и то, что пирамидка «Тетра Классик» стала экспонатом Нью-йоркского музея современного искусства.

Детище Великой депрессии

Но экономические трудности испытывают и промышленно развитые страны. И один из путей преодоления их – создание новых технологий, в том числе, и в упаковывании. Нехватка металлов приводила к тому, что солдатские фляги и, например, пудреницы стали изготавливать из пластмассы. И если фляги кое-когда вновь начинали делать из «старого» материала, то пудреницы так и остались пластиковыми.

Стремление сэкономить на торговых издержках и, тем самым, поддержать покупательский спрос в условиях Великой депрессии, вызвало появление в Соединенных Штатах супермаркетов, что потребовало изменения привычной технологии торговли. И вот в 1932 году в одном из супермаркетов в торговых помещениях стали выставлять товары в транспортной таре, той, в которой потребительские упаковки прибыли от производителя или со складов. Тогда это были, в основном, ящики из гофрокартона, дерева и фанеры. Это была первая тара-оборудование, заполняемая товаром в подсобных помещениях магазинов без продавца или на предприятиях-изготовителях товаров и выставляемая в торговых залах. Сейчас под тарой-оборудованием понимают, чаще всего, решетчатые контейнеры, из которых мы в универсамах извлекаем товар. Но вновь в этих магазинах мы видим товар в ящиках, правда, не фанерных, а изготовленных из гофрокартона или пластмассы, а также в демонстрационных коробках, так называемых шоу-боксах. Считать ли эту тару тарой-оборудованием? К единому мнению пока не пришли. Я же склоняюсь к тому, что стоит. Ведь функции у ящиков и коробок те же, что и контейнеров, да и с них все начиналось.

Шпионские страсти

А вот распространению, казалось бы, «самого упаковочного» из всех упаковочных материалов – целлофана - Великая депрессия, несомненно, воспрепятствовала. Действительно, целлофан, созданный в 1910 году, в 1923 году получивший свое сначала «фирменное», а позже общепринятое название, а чуть позже и термосвариваемость, стал применяться в упаковывании пищевой продукции только в середине 30-х годов. И способствовала такому его применению не только мощная рекламная кампания фирмы «Дюпон», главного на тот момент производителя этого пленочного материала, но и то, что на него обратили внимание военные.

Казалось бы, стоило ли интендантам всерьез принимать материал, барьерные свойства которого не столь уж велики, во всяком случае, несопоставимы со свойствами жести – главного «военно-упаковочного» материала? Да только снабжаются действующие части Вермахта хлебом, выпеченным много лет назад, сохранность которого обеспечена и целлофаном. И внимательно рассматривают «в августе сорок четвертого» обнаруженный листок целлофана контрразведчики СМЕРШа Второго Белорусского фронта – герои известного произведения В. Богомолова. Причина в том, что противник, в условиях дефицита жести, да и других упаковочных материалов, поразившего тогда все воюющие страны, стал применять целлофан для упаковывания продуктов, коими снабжались диверсионные и шпионские группы, забрасывавшиеся в тыл советских войск.

Это нейтральным шведам в том же 44-м можно было думать об упаковке для молока. Упаковочные проблемы в странах, участвовавших в войне, были иными.

Продолжение следует...


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru