Об упаковке - Для упаковки

Папиросы: агитаторы, пропагандисты и просветители

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

22.02.2011

Комментариев: 5

Мой великий (со знаком «плюс» или «минус» – пусть каждый решает сам) однофамилец в работе «Что делать?» возлагал функции коллективного пропагандиста, агитатора и организатора на газету.
Но популяризатором и распространителем идей может быть и любая другая продукция массового спроса и больших тиражей.

Про почтовые открытки и марки и говорить нечего: не могу утверждать, что первая в мире почтовая марка, знаменитый «черный пенни» 1840 года, пропагандировала Британскую империю, но облик занимавшего ее престол в то время монарха – королевы Виктории - она распространяла. А последующие марки точно были агитаторами и пропагандистами.

Или, например, спички. Спичечные этикетки в советские времена с функцией пропаганды и агитации вполне справлялись.

Пачки-агитки

Агитировали и пропагандировали и пачки табачных изделий. Например, после запуска в 1957 году второго советского искусственного спутника Земли с животным на борту появились сигареты «Лайка», где на фоне двух первых спутников была изображена дворняга, послужившая делу освоения космоса. Или после стыковки в космосе двух кораблей: американского «Аполлон-18» и советского «Союз-19», - проведенной 17 июля 1975 года, совместными усилиями специалистов двух стран были выпущены сигареты «Союз-Аполлон».

папиросы

Но первым агитационным табачным изделием в нашей стране стали папиросы.

В начале ХХ века в российских городах и весях, в том числе, весьма далеких от морских просторов, курильщики прекрасно знали силуэт крейсера «Новик», сумевшего прорваться из осажденного Порт-Артура. А знали крейсер по той причине, что петербургской фабрикой «Леферм» в период русско-японской войны стали выпускаться папиросы «Новик» с изображением героического корабля.

Козьма Крючков

А как выглядел герой другой войны, Козьма Крючков, жители страны могли узнать не только по лубкам, во множестве печатавшимся в 1914-16 гг., но и по пачке папирос его имени, выпускавшихся в Ростове на фабрике Я. С. Кушнарева.

Максим Горький

Очень интересной считаю пачку, где был изображен Максим Горький. К сожалению, неизвестно, кто и где выпускал эти папиросы. Ясно, что не в Петербурге. Скорее - но не обязательно - в Москве. Интересно: производились ли расчеты за это изделие, и кто кому платил? Может, хозяин фабрики выплачивал роялти будущему «буревестнику революции», или возможно, набиравший популярность писатель-бродяга оплачивал эту, по-современному сказать, пиар-акцию?

На службу новому строю

Хотя после Октябрьской революции национализированные табачные фабрики какое-то время продолжали выпускать некоторые «старорежимные» марки папирос, сами предприятия стали частенько получать имена вождей, что тоже являлось агитационной акцией. Так, уже упомянутая фабрика «Леферм» получила наименование «имени М. Урицкого», просуществовавшее долгие годы. А другой петербургской фабрике, принадлежавшей А. Н. Шапошникову, «повезло» сразу на два имени: сначала ее назвали «Третьей табачной фабрикой имени Л. Троцкого», позже, в 1928 году, переименовали, присвоив имя Клары Цеткин. Не знаю, как относилась к курению основательница Коммунистической партии Германии, но и имя другой революционерки красовалось в названии производителя папирос. «Донгостабфабрика имени Розы Люксембург» – так стала называться бывшая табачная фабрика В. Асмолова в Ростове-на-Дону.

Этой фабрикой в 1925 году были выпущены папиросы «Наша марка», удостоившиеся упоминания на первых страницах романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Первоначально производились четыре сорта, но позже остался только один сорт и один рисунок на пачке. Впрочем, периодически «Наша марка» становилась агитатором и пропагандистом, то призывая пользоваться сберкассами, то требуя больше металла, то агитируя читать газету «За индустриализацию».

Реклама газеты

Табачные фабрики в 1930-е годы часто откликались на общественные, точнее, общественно-политические (без добавления «политики» тогда ничего не случалось) события в стране. После триумфального выхода на экраны фильма братьев Васильевых на той же Донгостабфабрике были выпущены папиросы «Чапаев». А после начала в стране стахановского движения на Ленинградской фабрике им. Урицкого стали выпускаться папиросы «Стахановские».

папиросы
папиросы

Между 1931 и 1936 годом ростовчане выпустили и агитпапиросы для иностранцев, где все надписи на лицевой стороне пачки, кроме «фирменного» знака ВАО «Интурист», были выполнены латинскими буквами. Это же была первая папиросная пачка с изображением карты.

Интурист

Но делали в Ростове папиросы для иностранцев и с несколько другими призывами, нежели посетить Советский Кавказ и его черноморское побережье:

Рот Фронт

Какой канал «каналистее»?

Самым "долгоиграющим" агитационно-пропагандистским табачным изделием являются папиросы «Беломорканал».

К сожалению, об истории их создания известно очень мало. Известно, что придуманы они были на Ленинградской табачной фабрике им Урицкого. Время появления указывается расплывчато: «вторая половина 30-х годов». По ряду признаков, «Беломор» появился в 1935 или 1936 году. Не совсем ясно и с автором первого рисунка на пачке. Называются несколько имен, но, скорее всего, авторство принадлежит художнику Андрею Алексеевичу Тараканову, сотрудничавшему в 1930-е годы с ленинградским табачным трестом.

К известной иллюстрации пришли не сразу, первоначально было несколько других вариантов оформления. Потом был утвержден рисунок, который стал «общесоюзным»: папиросы в такой пачке выпускались многими фабриками. Но выглядела пачка папирос «Беломорканал» иначе, чем сейчас, хотя связь нынешнего рисунка с предыдущим прослеживается.

папиросы "Беломорканал" сравнивали достижения советского каналостроения с иностранными

По сути, это был массовый агиплакат. В соответствии с приведенной на пачке картой каждый курильщик мог убедиться, что Беломорско-Балтийский (до 1961 года - имени Сталина) канал (протяженностью 227 км) длиннее Кильского (98,7 км) и Суэцкого (167 км) каналов. Понятно, что в то время (и не только на пачках) не сообщалось, кем в рекордные сроки была построена столь длинная водная артерия.

"Беломорканал" в пачке более поздней разработки

В 1954 году на пачке «Беломора» появился новый рисунок, отражавший достижения уже только отечественного каналостроения. С 1955 года пачки со старым рисунком перестали использоваться. В девяностые годы на пачках некоторых изготовителей папирос произошло еще одно изменение: с них исчезла граница СССР. «Беломорканал», наряду с «Казбеком», – две до сих пор продолжающие выпускаться марки.

Современный вариант пачки

Надо отметить, что «канальная» тема в марках папирос не замыкалась только на Беломорско-Балтийским канале. Были еще папиросы «Москва-Волга», выпускавшиеся Московской фабрикой «Дукат», и «Волго-Дон», которые, как нетрудно догадаться, производились все той же «Донгостабфабрикой». Последние папиросы интересны тем, что и оборотная сторона пачки использовалась в просветительских целях: там помещалась схема шлюзов канала.

"Волго-Дон"

Пропаганда становится мягче

Трудно сказать, почему - может, из-за того, что большинство населения и на фронте, и в тылу курили тогда махорку - папиросы в откровенно агитационных вариантах в годы Великой Отечественной войны, похоже, не выпускались. Во всяком случае, отыскать пачки-агитки времен Второй мировой не удалось. Единственным исключением стали папиросы «Гвардейские», выпускавшиеся с конца войны на московской фабрике «Ява». Но прямой связи с великим подвигом страны и ее народа в них не просматривалось.

Гвардейские

Фронтовая же тематика если и присутствовала на папиросных пачках, то только на послевоенных, выпущенных к юбилею Победы. Пример юбилейно-победных папирос, выпущенных в Казани, можно увидеть на рисунке ниже.

Фронтовые

Не только юбилеи Победы, но и знаменательные даты в истории обеих столиц были отмечены выпуском папирос. Такие папиросы с изображением одного и того же здания к 250-летию города на Неве выпускались обеими ленинградскими фабриками: фабрикой им К. Цеткин - «Ленинград – 250 лет», и «Юбилейные»фабрикой имени Урицкого. Юбилейные папиросы с надписью «800 лет Москвы» производила чуть раньше и московская фабрика «Ява».

Ленинград - 250 лет
Юбилейные папиросы

Надо сказать, что в пятидесятые-шестидесятые годы агитационно-пропагандистская тематика на папиросных пачках становится мягче и, не побоюсь этого слова, художественнее.

Например, папиросами «Выставочные» прославлялась главная выставка страны. Они выпускались фабрикой «Ява» в 50-70-е годы. Рисунок на пачке менялся в зависимости от изменения названия выставки и появления там новых павильонов.

Выставочные

Пропагандировались не только достижения нашей страны, например, в освоении космоса, но и художественные промыслы. Примером первого может быть пачка с изображением третьего советского искусственного спутника Земли, помещенным на папиросы фабрики «Ява». Примером второго – изделие фабрики «Дукат» «Палехский баян».

Спутник
Палехский баян

Даже индустриальный пейзаж, воспевающий «пламя кузниц Урала» на папиросах, выпущенных Свердловской табачной фабрикой, сумели выполнить очень красиво.

Да и иностранцев уже никто не пугал «Рот Фронтом» - наоборот, привлекательный образ страны создавался и табачными изделиями. Вот как выглядели пачки папирос «Советский Союз», выпускающиеся фабрикой «Ява» для продажи внутри страны и на экспорт.

папиросы

А советским людям о годовщине Октябрьской революции напоминали папиросы «Октябрь» и «Октябрьские», выпускавшиеся различными фабриками и с разными рисунками. И о партийных и других съездах трудно было забыть: воспоминания о них всплывали, стоило закурить папиросы «Делегатские», также выпускавшиеся повсеместно. Иногда на пачках отмечалось и конкретное партийное событие.

Октябрьские
Делегатские

Пропагандировался папиросами и, как это ни странно, спорт. Ведь выпускались папиросы с названиями «Бокс», «Борцы», «Спорт», «Хоккей», «Футбол».

***

Папиросы сейчас - исчезающий товар: пройдет лет пять, и выпуск их прекратят. Кстати, на мой взгляд, зря, ведь папиросы – русский продукт.

Футбол

Ну а сигареты повально становятся пропагандистом и агитатором здорового образа жизни, призывая бросить курить и даже угрожая страшными последствиями этой вредной привычки. Наверное, это правильно. Я бы, думаю, не стал начинать курить, если бы на пачке вместо красивого броска вратаря была бы нынешняя надпись.

Только вот рассказывать о нынешних пачках неинтересно.

При подготовке этого материала я пользовался разными источниками. Хочу высказать особенную благодарность коллекционеру Павлу Киселеву, создавшему в интернете Энциклопедию сигаретных и папиросных пачек.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

24.02.2011 12:46tester:)

Что курили трудящиеся, мы прочитали. Спасибо автору. Хочу добавить еще один интересный факт, связанный с папиросами. Сталин курил "Казбек" и даже в своё время утвердил рисунок на пачке этих папирос. Еще одним его предпочтением были папиросы «Герцеговина флор». Правда, вождь партии курил не сами папиросы, а их табак, набивая им свою трубку.

24.02.2011 18:02Mikky

Я - в восторге от статьи! Спасибо, Владимир Николаевич! Так коротко и так емко рассказать о том, что было...

24.02.2011 18:41автор

То, что тов. Сталин утвердил рисунок на коробке "Казбека" - не более, чем легегда. Ему что, делать больше нечего было? Легенд о папиросах, кстати, множество. Например, кто же все-таки насисовал тот рисунок на "Казбеке", да так, что гора на нем не похожа на натуральный Казбек? Или то, что папиросные фабрики могли в случае войны набивать не гильзы папирос, а гильзы патронов. Ерунда! Во-первых, "калибр" папирос не 7,62 мм, а другой. Точне три "калибра", и из ГОСтированных диамеров папирос ни один не совпадал с тремя "линиями" (т.е. десятыми дюйма). Во-вторых. Порох и табачная "смешка" (смесь табаков для той или иной марки папирос) все-таки разные по свойствам материалы. Но это отдельный разговор. Вообще, большинство отечественных товаров, заслуживающих внимания, сопровождают множество легенд. И разбираться в них, поверьте, большое удовольствие.

24.02.2011 23:31tester:) - автору

Возможно Вы правы и на самом деле это только легенда. По поводу рисунка на пачке с "Казбеком", почему гора на нем не похожа на натуральный Казбек (возможно, что тоже только легенда). Рисунок был выполнен художником Робертом Грабе. Но всадник гарцует не на фоне горы Казбек, а на фоне двуглавой горы Эльбрус. Просто по приказу Сталина название папирос поменяли с "Эльбрус" на "Казбек".

25.02.2011 07:35автор - tester:)

Вы знаете, я разбирался с историей этого нашего "национального продукта" (папирос). Авторство Р. Граббе обычно подтверждают тем, что всадника он изобразил на обложке иллюстрированной им книги своего друга детства Э. Багрицкого "Юго-Запад", изд-во ЗИФ, 1928 г. А потом всадник с обложки якобы перекочевал на папиросную коробку. Интернет, во всяком случае, такую мысль тиражирует здорово. Разыскал книгу. Оказалось, что книга вышла на самом деле в 1930, а, главное, всадник, действительно изображенный силуэтом в книге, совершенно не похож на всадника на коробке. Так что, не могу утверждать, что это легенда. Но и подтвердить ее не могу.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru