Об упаковке - Для упаковки

Биосуета вокруг… чего? (Точка зрения)

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

03.09.2010

Комментариев: 6

См. также "Биосуета вокруг... чего? (Часть 2)"
"Биосуета вокруг... чего? (Часть 3)"
"Биосуета вокруг... чего? (Часть 4)"
"Биосуета вокруг... чего? (Часть 5)"
"Биосуета вокруг... чего? (Часть 6)"


Мы начинаем публикацию серии материалов Михаила Григорьевича Рожавского на тему биополимеров, их происхождения и места в современном мире. Размышляя об этих, уже нашумевших, полимерах, автор развенчивает наиболее распространенные мифы о них и рассказывает, как же обстоит дело с "зеленым пластиком" в действительности.

Не существует истины, есть только точки зрения
А.П.Никонов.


Часть 1. Что представляют собой «биополимеры»

«Биологически активные добавки», «биопрепараты», «биотехнологии», «органические продукты», «биополимеры», «биоразлагаемые полимеры», «зеленые» полимеры и технологии… Наверно, список этих терминов, явлений и понятий можно продолжать еще очень и очень долго. И с одной стороны, это все же здорово, что научно-технический прогресс, развиваясь все более стремительными темпами, позволяет нам пользоваться такими своими плодами, как продукты, получаемые управляемым биосинтезом: микроорганизмы в качестве химического реактора – это фантастика!

С другой стороны, активное распространение упомянутой терминологии среди широких интересующихся масс может привести (и приводит!) порой к не совсем адекватным результатам. Раздираемое объективными противоречиями общество всегда является политизированным образованием. Ловкое использование «прикольных» научных и технических словечек позволяет порой успешно манипулировать массовым сознанием и выстраивать коммерческую конъюнктуру в нужном направлении. Так, например, недавно в индийском штате Раджастан начал действовать закон о запрещении использования и производства полиэтиленовых пакетов, а директор армянского Фонда дикой природы призывает вообще запретить полиэтилен в Армении! Аналогичные действия предпринимаются даже в Калифорнии, их попытки зарегистрированы в Европе, Мексике и других регионах.

В США  и других странах мира на "обычные" полимеры ведется активная атака

В этом нет ничего странного, неожиданного, противозаконного или просто ненормального. Более того, это – нормально: коммерческие интересы принято лоббировать любыми способами. Однако всегда ли коммерческая конъюнктура совпадает с интересами общества?

Но поговорим о биополимерах в упаковке.

Когда-то этим вполне конкретным термином – биополимеры - именовали группу природных полимеров, включающую в себя белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды и липиды. В состав каждого из перечисленных типов полимеров входят разнообразные мономерные звенья, из которых природа умудрилась создать великое множество комбинаций, обусловивших материальную основу жизни. Если учесть при этом, что мономерные звенья каждого из этих типов соединений могут связываться в транстиповые комбинации, то разнообразие становится поистине бесконечным.

Однако, как известно, полимеры – коммерчески весьма привлекательные объекты. А там, где коммерция, там и реклама. Таким вот образом термин «биополимеры» был выдернут из чисто научного обихода и освоен коммерсантами. Ведь «биос» в переводе с древнегреческого – «жизнь», а жизнь наряду с семьей, детьми, здоровьем и любовью – истинные ценности.

Которые хорошо продаются!

Ничего не поделаешь, жизнь берет свое.

Поэтому давайте разберемся, что же понимается сегодня под термином «биополимеры», что такое «зеленые» полимеры и при чем тут «биоразлагаемость».

Строгой терминологии на этот счет, к сожалению, не существует (коммерция – не наука, что, тем не менее, не делает ее ремеслом малопочтенным), но сегодня обычно под биополимерами понимают:

  • натуральные полимеры (см.выше);
  • искусственные полимеры, получаемые из натурального (растительного, возобновляемого) сырья (вот именно они-то и получили название «зеленые» полимеры);
  • искусственные полимеры, получаемые методами биосинтеза;
  • биоразлагаемые полимеры, получаемые как методами традиционного синтеза, так и методами биосинтеза;
  • искусственные полимеры, биоразлагаемость которых обеспечена на стадии их переработки в изделия.

И вот здесь, наверно, полезно было бы дать пояснения.

Ну, во-первых, «зеленым» полимером может быть вообще любой полимер, например, «зеленый» полиэтилен (полипропилен, полистирол и т.д.), производство которого освоила, например, бразильская фирма Braskem (и именно так его и позиционирует!).

Во-вторых, «зеленые» полимеры по своей природе, строению, физико-механическим и химическим свойствам ничем не отличаются от обычных, имеют те же области применения и такой же цикл жизни. И если «зеленый» полимер относится к группе так называемых базовых (крупнотоннажных) полимеров, то о его биоразлагаемости также говорить не приходится. И «зеленый» он только по происхождению сырья (а еще по прихоти его производителя, стремящегося таким способом привлечь внимание неискушенного потребителя к себе и своей продукции).

В принципе, методами биосинтеза получаются на практике только достаточно сложные по строению и структуре полимеры. Хотя, наверно, вывести микробиологические штаммы, производящие, например, тот же полиэтилен, было бы вполне возможно. Трудно сказать, следовало бы такой полиэтилен назвать «зеленым», но то, что это был бы биополимер в употребляемых сегодня терминах, - очевидно.

Таким образом, понятно, что биополимерами сегодня называют любые полимеры, в производстве которых участвуют либо растительные сырьевые продукты, либо биологические методы синтеза. К ним также относятся полимеры, разлагаемые при определенных условиях микроорганизмами. И еще понятно, что не все биополимеры являются биоразлагаемыми: как бы мы ни получали традиционный по составу и структуре полиэтилен (будь он хоть «зеленый», хоть «голубой», хоть «фиолетовый»), биоразлагаемым он не станет.

А тогда что же такое «биоразлагаемость», и какие полимеры обладают этим свойством?

Из смысла самого термина следует, что биоразлагаемые полимеры должны, как минимум, быть «по зубам» каким-нибудь микроорганизмам, которые бы его – полимер – и употребили бы в пищу. Известно, что микроорганизмы в состоянии переработать не любые молекулы, а только определенные по структуре и составу. Например, не любят они разветвленные молекулы (а, в основном, любят линейные), важен также размер полимерной молекулы, – очень большие образования также не могут быть употреблены. Отсюда вывод: биоразлагаемые полимеры должны либо иметь определенные структуру и состав макромолекул, либо они должны быть приводимы естественными условиями к таким структуре и составу, которые были бы съедобны для микроорганизмов.

Ох! Тут-то и начинается терминологическая вакханалия.

Итак. Есть у нас, например, гранулированный полиэтилен, полученный традиционным путем, например, полимеризацией этилена в газовой фазе. Это биополимер? Нет, конечно!

Далеко не все, что демонстрируется как биосырье, является таковым

Начали мы его переработку в одноразовые пакеты с добавкой, например, аддитива d2w фирмы Symphony Environmental (Великобритания), позволяющего обеспечить деградацию полимерных макромолекул на свету с заданной скоростью до размеров, подходящих для употребления микроорганизмами. Что получили в результате? Изделие из биополимера (точнее, биоразлагаемого полимера)! А еще точнее, фактически сделали биоразлагаемый полимер из традиционного, не изменяя химической природы последнего.

Согласно результатам исследований European Bioplastics (европейской ассоциации производителей, поставщиков и потребителей биопластиков и других биоразлагаемых материалов), в 2007 году в мире было изготовлено 262 тыс. тонн биополимеров. При этом 80% были получены из растительного сырья и являлись биоразлагаемыми; 12% изготовлены из натуральных компонентов, но в естественных условиях не разрушались, а 8% произведены традиционным, т.е. химическим синтезом и были способны к биоразложению.

Таким образом, мы установили, что «зеленые» полимеры не обязательно являются биоразлагаемыми, а биоразлагаемые совсем не обязательно получаются из растительного сырья.

Но тогда возникает вопрос: а в чем же разница между биополимерами и традиционными полимерами? Что добавляет нам приставка «био» в понимании таких объектов, как полимеры? Зачем морочить голову такими неоднозначными терминами?

Ответ, по-видимому, прост: «зеленый», «био» в массовом сознании ассоциируются с чистотой и здоровьем, - нам просто пытаются продать истинные ценности, но с приложением в виде конкретных товаров.

Реклама – двигатель торговли!

Продолжение следует. Читайте дальнейшие размышления о биополимерах через неделю!


Автор:  Рожавский Михаил, Эксперт портала Unipack.Ru

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

03.09.2010 07:29vlulyanov

Спасибо, Михаил Григорьевич! Прочел с интересом. Буду ждать продолжения. На мой взгляд, надо бы в коммерции придерживаться принципа: "Не поминай имени Господа всуе". По делу, а больше без него, приставка "био" употребляется у нас. В магазине на полке два кефира. Один - просто кефир, второй - биокефир. А ведь кефир, получаемый "работой" микроорганизмов, и так биопродукт. А что какасается второго, то при чем тут жизнь (био), если срок годности его 10 дней? В советские времена, срок годности этого продукта был трое суток. Вот это - "био", хоть и без всякой приписки.

03.09.2010 14:04Cinderella

Я не не разбираюсь в биополимерах, но статья написана таким легким языком, что я могу стать настоящим спецом. С интересом жду продолжения!

03.09.2010 15:36Олег

Если раньше ритейлеры пакеты бесплатно раздавали, то теперь уже и зарабатывают на них. Зашел тут в М.Видео. Раньше они бесплатно на кассе давали пакеты. Теперь они полностью перешли на биоразлагаемые пакеты (о чем трубят на каждом углу), но продают их уже по 6 руб.

03.09.2010 19:42tester:)

Спасибо большое Автору. Если говорить честно, в вопросе биопластиков я всегда немного путался. Что-то конечно представлял себе, но никогда не был уверен, что это полный перечень существующих вариантов. Вам же удалось очень доходчивым языком с примерами и, что не менее важно, цифрами статистики объяснить не специалистам самую суть рассматриваемого предмета. Очень надеюсь, что продолжение будет не мене интересным.

03.09.2010 20:25Автор

Спасибо всем на добром слове! Мне кажется, дальше будет интереснее... По крайней мере, мне было интереснее аргументировать, а не излагать общеизвестные вещи.

05.09.2010 21:03vlulyanov

Олег прав. В разницу между розничной и оптовой ценой входит много чего. В том числе и стоимость упаковки для нефасованных товаров (коли такие есть) и стоимость "фирменных" или "не фирменных" пакетов. Пакеты стали продавать, а не раздавать, но товары ведь не стали хоть на гривенник дешевле.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru