Об упаковке - Для упаковки

Заверните – разверните!

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

03.09.2007

Полимерная пленка лидирует рынке тароупаковочных изделий для упаковки шоколада и шоколадных конфет, а также для мучных кондитерских изделий. Ее доля превышает 60%. Упаковочные материалы, применяемые в кондитерской промышленности, в основном являются однослойными. Многослойная полимерная упаковка - ламинат - используется редко.

Большая кондитерская печать 

Наибольшее значение для производителей имеет качество печати, в связи с чем они часто покупают упаковку у иностранных поставщиков, высокий уровень цен при этом не является для них препятствием.

Значительная доля российских компаний отдает предпочтение пленкам с глубокой печатью, а некоторые принципиально используют только такой вид печати. В большей степени это относится к международным корпорациям. Кроме стремления к высокому качеству печати, которое обеспечивается ротогравюрой, выбор производителей также обусловлен высокой тиражестойкостью данной технологии, поскольку для крупных компаний, потребляющих упаковочные материалы в больших объемах, имеет большое значение возможность производства крупного тиража на одном комплекте печатных валов.

Российские батончики предпочитают термосварку…

В кондитерской отрасли ассортимент производимой продукции очень широк. Для упаковки этих изделий главным образом используются следующие виды БОПП-пленки: металлизированные - для завертки крупных конфет и шоколадных батончиков, кексов и вафель; жемчужные - для упаковки шоколадных батончиков, печенья, крекеров, вафель; прозрачные - для фасовки конфет, пряников, сухарей, печенья, драже.

В числе прочих к сахаристым кондитерским изделиям относят конфеты, шоколад и шоколадные батончики, жевательные конфеты, мармелад. В настоящее время из всей производимой кондитерской отраслью продукции только шоколадные батончики практически на 100% фасуются в гибкую полимерную упаковку с применением БОПП-пленок: жемчужных, белых и металлизированных. Производством шоколадных батончиков в больших объемах занимаются, в основном, крупнейшие предприятия - производители кондитерских изделий, такие как ООО «Марс» (Московская область) и ОАО «Кондитерское объединение «Россия» (г. Самара). Эти предприятия, уделяющие качеству используемых упаковочных материалов особо пристальное внимание, оснащены новейшими высокотехнологическими упаковочными линиями зарубежного производства. Изготовлением упаковки для них занимаются крупнейшие российские полиграфические компании. Кроме того, некоторая часть используемой упаковки производится за границей и/или импортируется в готовом виде.

Упаковка для шоколадных батончиков изготавливается из непрозрачных БОПП-пленок средней толщины - порядка 30 мкм - с нанесением флексографической или глубокой печати. Характерной особенностью упаковки для шоколадных батончиков является использование двух типов ориентированного полипропилена: термосвариваемого - температура сварки 90-120º С, а также покрытого специальным клеем для холодной сварки.

…А импортные – холодную

Технология холодной сварки в кондитерской промышленности в настоящее время не очень распространена и целесообразна для упаковки определенных ассортиментных групп, таких как шоколадные батончики.

Для осуществления сварки холодным способом требуется нанесение на внутреннюю сторону упаковочного материала самоклеящегося состава - слоя специального пищевого клея. Клей может быть нанесен как сплошным слоем - по всей поверхности материала, так и частично - в виде рамки, в местах сварочных швов. Причем печать в этом случае используется глубокая.

Применение упаковки из БОПП-пленок, покрытых клеем для холодной сварки, позволяет решить проблемы, возникающие при упаковке продукции, неустойчивой к температурному воздействию, а также использовать более производительное высокоскоростное упаковочное оборудование и таким образом повысить объем выпуска продукции.

Практически 90% потребления данного вида БОПП-пленок приходится на транснациональные корпорации – Mars (США), Nestle (Швейцария), Cadbury (Великобритания), а также крупные российские компании – ОАО «Красный Октябрь» (Москва), АО «Кондитерская фабрика им. Крупской» (Санкт-Петербург), ООО «Славянка Торг» (г. Старый Оскол).

Для подавляющего же большинства отечественных производителей эта технология слишком дорога. Во-первых, стоимость БОПП-пленок с клеем для холодной сварки выше, чем у пленок с термосвариваемым слоем. Во-вторых, при этом требуются дополнительные затраты на специальное фасовочное оборудование. Кроме того, количество присутствующих на рынке поставщиков данного материала невелико, следовательно, сужается и возможность выбора. Таким образом, преимущества данного вида пленок для основной массы российских производителей неактуальны, и потому этот вид продукции не особенно востребован, причем некоторые фабрики, ранее использовавшие данную технологию, постепенно отказываются от нее. По мнению экспертов, в России технология упаковки холодной сваркой вряд ли имеет серьезные перспективы распространения и развития в обозримом будущем.

Шоколад предпочитает классику

Шоколад является достаточно широко потребляемым в России продуктом питания. Для его упаковки могут использоваться многослойные комбинированные материалы с применением БОПП-пленок. Однако большинство российских производителей не торопятся отказываться от применения такого традиционного для нашей страны вида упаковки шоколадных плиток, как фольга и бумага. Как объясняют специалисты, переоборудование предприятий-производителей связано с закупкой современных линий упаковочных машин и требует вложения достаточно крупных средств. В то же время многие компании пока не видят в этом насущной необходимости, так как для отечественного потребителя более привычна традиционная упаковка из фольги и бумаги, с которой ассоциируется образ «настоящего российского высококачественного шоколада».

В настоящее время прозрачная БОПП-пленка также иногда используется для целлофанирования шоколадных конфет в коробках, однако в этом сегменте ей составляют конкуренцию CPP-пленки - коэструзионные полипропиленовые и поливные полипропиленовые пленки. Последние не могут в полной мере конкурировать с БОПП-пленками по прочности, барьерным свойствам, способности к печати и устойчивости к износу, однако они имеют два значительных преимущества: прочность термопечати и меньшая стоимость. Поэтому в последние годы основная масса производителей шоколадных конфет в России для упаковки коробок использует СРР-пленки или поливные полипропиленовые пленки, и эта тенденция явно будет наблюдаться в ближайшем будущем.

Бумага сдает позиции

Для завертки рассыпных конфет - карамели и шоколадных конфет, производством которых занимается большинство российских производителей кондитерских изделий, ранее по большей части использовалась бумажная обертка. В последние годы на рынке появилось множество разновидностей пленок, применяемых для упаковки конфет. Чаще всего производители используют так называемые пленки с твист-эффектом, или твист-пленки - белые, прозрачные и металлизированные.

Пленки с твист-эффектом разработаны специально для кондитерской промышленности. Эффект твиста достигается благодаря тому, что материал основного слоя пленки ориентирован в одном направлении и обладает высокой остаточной деформацией, т. е. способностью сохранять скрутку при упаковке конфет. Чаще всего используются такие виды твист-пленок, как Хайкор, Полифан, Твист-лайт, ПВХ.

Среди оберток, имеющих бумажную основу, выделяют Рокалонд, бумагу парафинированную и другие. Ряд крупных кондитерских фабрик используют композиционные - многослойные - материалы, которыми наиболее целесообразно заменять бумажные обертки с внутренними вкладками из фольги и бумаги.

В несколько слоев 

БОПП-пленки используются только в комбинации с другими пленочными материалами для изготовления ламинированных композиционных пленок. Следует отметить, что изготовление этого вида упаковки является достаточно сложным технологическим процессом, требующим использования дорогостоящего оборудования и пленок хорошего качества - со стабильным скольжением, высокой жесткостью и сворачиваемостью. Тем не менее, многие эксперты утверждают, что будущее, безусловно, за заверткой с твист-эффектом: удобство использования, увеличение срока хранения продукта и более высокая эстетическая привлекательность - неоспоримые преимущества этого вида конфетного этикета.

Кроме того, в последнее время БОПП-пленки все чаще применяются в качестве внешней упаковки для расфасовки конфет в пакеты - по 200-250 граммов. Обычно для этого используют одно-двухслойную гибкую упаковку толщиной 20-30 мкм, изготовленную на основе прозрачной БОПП-пленки.

С каждым годом в кондитерской отрасли увеличивается применение двух-трехслойных гибких полимерных упаковок с использованием БОПП-пленок для расфасовки жевательных конфет и мармелада. Для этого вида упаковки используются прозрачные БОПП-пленки как импортного, так и отечественного производства, при этом их средняя толщина составляет 20-30 мкм. Благодаря нанесению флексографической печати под слой прозрачной пленки, такая упаковка отличается яркостью и красочностью. В то же время она позволяет потребителю видеть содержащийся в пакете продукт.

В последние годы в России наблюдается настоящий бум использования гибкой упаковки в сегменте мучных кондитерских изделий. Здесь нашли широкое применение самые разнообразные пленочные материалы и технологии упаковки. При этом производители преследуют две основные цели – увеличение срока хранения продукта и улучшение товарного вида упакованной продукции.

Упаковка мучных изделий

К мучным кондитерским изделиям относятся торты, рулеты, пирожные, пряники, различные виды печенья. Широкий ассортимент изготавливаемой продукции предполагает и большое разнообразие используемых упаковок, тем не менее, очевидна общая тенденция, которая заключается в преобладающем применении многослойных гибких упаковок с использованием БОПП-пленок.

Основная проблема, возникающая при упаковке большинства мучных кондитерских изделий – высокое содержание жира, которое при длительном хранении данного вида продукции может привести к скоплению продуктов расщепления жировых компонентов и возникновению прогорклости. Процесс окисления жиров возникает под действием кислорода, света и повышенной температуры, поэтому наиболее часто для упаковки жиросодержащей продукции используют непрозрачную, а в некоторых случаях даже металлизированную пленку, обладающую высокими барьерными свойствами.

На сегодняшний день многие крупнейшие российские предприятия практически все мучные кондитерские изделия упаковывают в многослойную гибкую полимерную упаковку с применением БОПП-пленок. Однако полный переход на этот вид материала они пока не планируют, поскольку конкурентная ситуация в регионах заставляет этих производителей уделять особое внимание не столько улучшению упаковки, сколько сохранению низкой розничной цены на выпускаемую продукцию.

При изготовлении упаковки для мучных кондитерских изделий как правило используется непрозрачная или металлизированная БОПП-пленка иностранного производства, средней толщиной в 20-30 мкм и выше, с нанесением флексографической или глубокой печати.

Для некоторых изделий, упакованных в картонные коробки, применяется отечественная прозрачная ориентированная полипропиленовая пленка, которая обеспечивает дополнительную защиту продукта.

БОПП-пленка живет и побеждает

В настоящее время в российской кондитерской отрасли в среднем используется порядка 7,2 тысячи тонн БОПП-пленок для упаковки продукции, что составляет 20,6% от общего объема спроса на ориентированную полипропиленовую пленку для пищевой промышленности. В том числе более 65% от этого объема используют крупнейшие российские предприятия с годовым объемом производства более 20 тысяч тонн. Эти предприятия, как правило, оснащены современными автоматическими упаковочными линиями западного производства. В среднем при упаковке порядка 50% произведенных ими кондитерских изделий применяются БОПП-пленки - по большей части импортные. Многослойная гибкая упаковка для них изготавливается под заказ крупными российскими полиграфическими компаниями. При этом предлагаемые новые упаковочные материалы проходят обязательное тестирование, которое проводят специалисты предприятий - производителей кондитерских изделий.

БОПП-пленки российских, а также украинских и белорусских производителей, как правило не используются, так как они не соответствуют предъявляемым требованиям по следующим основным причинам: низкие коэффициенты скольжения, плотности, натяжения; нестабильное качество; плохие термосвариваемые слои.

Предприятия со средними объемами годового производства - от 5 до 20 тысяч тонн кондитерских изделий - фасуют порядка 25% продукции в упаковку с использованием БОПП-пленок. Предприятия этой группы оснащены как импортным, так и отечественным оборудованием, но для них на первом месте стоит вопрос о цене упаковочного материала, поэтому они, как правило, выбирают БОПП-пленки либо отечественного, либо азиатского производства.

Предприятия с объемами годового производства до 5 тысяч тонн кондитерских изделий на сегодняшний день фасуют в упаковку с применением БОПП-пленок крайне незначительный объем готовой продукции - порядка 10%. В большинстве своем это старые хлебокомбинаты, которые помимо основной своей продукции изготавливают мучные кондитерские изделия - печенье, сушки, сухари. Готовую продукцию на таких предприятиях упаковывают в прозрачные БОПП-пленки отечественного производства и/или производства стран ближнего зарубежья. Для этих предприятий наиболее важный вопрос – это низкая цена упаковочной пленки, поэтому они выбирают самые дешевые и не слишком качественные пленочные материалы. Применять в большем объеме упаковку на основе БОПП-пленок таким предприятиям мешает отсутствие или нехватка упаковочного оборудования. Однако большинство специалистов даже на этих предприятиях считают ориентированный полипропилен перспективным упаковочным материалом и планируют в дальнейшем постепенно увеличивать долю его использования.

Таблица. Структура потребления упаковки в сегменте «Кондитерские изделия»

Следует отметить, что в группу «полимерная пленка» включены как упаковочные пленки, так и пленки, из которых делают пакеты (в частности полиэтиленовые пакеты и ПВХ стрейч-пленка). Полимерные упаковочные изделия (как тара, так и, в особенности, пленка) являются очень перспективными для этого сегмента. Их доля устойчиво растет, вытесняя бумагу и картон.

Материал подготовлен на основе маркетингового исследования компании «Мосвнешинформ»

Источник: СФЕРА: кондитер, хлебопек

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru