Об упаковке - Для упаковки

Как себя чувствовал отечественный рынок книг, газет и журналов в 2022 г.

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

14.06.2023

Комментариев: 4

В Москве 16 мая 2023 г. состоялся семинар «Текущее состояние выпуска издательской продукции в России. Практика взаимоотношений издательских организаций с полиграфическими предприятиями», организованный Академией медиаиндустрии. На мероприятии выступил Александр Амангельдыев, генеральный директор издательства «Курсив» с презентацией «Книги, журналы, газеты в 2022 г.: влияние санкций или новые перспективы».

Для начала он обрисовал обстановку, в которой мы пришли к 2022 году, из чего видно, что проблемы отрасли начались гораздо раньше. Большие проблемы уже успела создать пандемия ковида, нанесшая удар по всей экономике. Были нарушены налаженные цепочки поставок. Китай, от поставок из которого зависят у нас многие предприятия, был закрыт. В связи с этим ощущался дефицит многих компонентов, необходимых для производства. И всё это сопровождал рост цен вообще «на всё».

Фото: Unipack.Ru

При всех проблемах рынок оказался стабильным

При этом докладчик отметил удивительную вещь: несмотря на такое количество разнообразных проблем, рынок издательской полиграфии в России всё же оказался относительно стабильным. Дело в том, что большинство неприятностей с ним случилось гораздо раньше, еще в 2014 -2017 гг. После известных событий с началом СВО и последовавшим рыночным шоком уже с лета 2022 г. рынок начал восстанавливаться. При этом на май-июнь пришелся резкий всплеск заказов на печать книг и другой непериодической печатной продукции.

В 2022 г. вырос средний тираж и объём книг в печатных листах. Издатели стали делать более толстые книги. По оценкам издательства «Курсив», в 2022 г. общий объём полиграфических работ для производства книг увеличился примерно на 10%-15%. У рынка журналов, по словам Александра Амангельдыева, существенные потери случились в 2018 и 2020 г., а в 2022 г. потери составили дополнительно 200 журналов, выпускавшихся в основном крупными тиражами. Есть потери и у корпоративных журналов.

В течение последних нескольких лет наблюдается стабильное падение производства газет. Сокращается как количество изданий, так и их совокупный тираж. При этом Александр отметил интересное явление: в последние два-три года сокращение числа изданий происходит быстрее, чем падение общих тиражей. Это может означать только одно: у некоторых изданий тиражи растут.

Сколько стоит рынок книжной печати?

Подсчёт здесь очень сложен, поскольку трудно определить, что такое собственно книга. В официальной статистике учитываются в совокупности и книги, и брошюры. При этом журналы идут в статистику, а каталоги в основном – нет. Хотя с точки зрения полиграфии трудно отличить журнал от каталога. Согласно данным зарубежного аналитического агентства Statista, российский книжный рынок оценивается в 120 млрд руб. Схожие цифры дает компания «Эксмо-АСТ», по ее оценке, рынок составляет 110 млрд руб. На полиграфическое производство из этой суммы приходится примерно 45%-55%. Таким образом, затраты на печать книг в России составляют около 60-65 млрд руб.

Эти данные можно попытаться проверить косвенно. Например, через средневзвешенную цену производства тиража. В России средняя книга – это книга объёмом 13 печатных листов тиражом 3,7 тыс. экз. Просчитав такой заказ в разных типографиях, мы получим среднюю цену тиража примерно 600-700 тыс. руб. Если учесть, что в 2022 г. было выпущено всего 108 тыс. книг, общий объём рынка оставит всего примерно 65-70 млрд руб., что сходится с предыдущей оценкой.

Также косвенно можно оценить рынок через средневзвешенную цену одного экземпляра книги. Средний типовой экземпляр в России – это книга формата А5 объёмом 200 страниц. Стоимость изготовления такой книги в среднем 200-250 руб. Всего в 2022 г. было изготовлено около 390 млн книг. Согласно этой оценке, объём рынка получается примерно 80 млрд руб., что больше предыдущей оценки, но в целом близко к реальному состоянию. Таким образом, по словам Александра, можно считать, что объём российского рынка книжной печати составляет 60-75 млрд руб.

Оценка рынка газет и журналов

Александр Амангельдыев отметил, что аналогичным образом, объём журнального рынка в нашей стране при общем тираже в 600 млн экз. оценивается в 50-60 млрд руб. Газетный рынок с тиражом около 4 млрд экз. стоит примерно 20-25 млрд руб. Если же под журналами понимать всю журналоподобную продукцию, объём рынка вырастет до 80 млрд руб.

Ситуация: опасения и реальность

В 2022 г. рынок обрёл относительную стабильность, адаптировавшись к новым условиям. Во втором полугодии 2023 г. не предполагается существенных изменений в тенденциях. Наблюдается активизация целого ряда замороженных в прошлом году проектов. Ряд журналов возвращается к выпуску. По мнению Александра, в целом издательская полиграфия продемонстрировала фантастическую устойчивость.

В прошлом году в отрасли было много опасений. Опасались дефицита бумаги и расходных материалов. Без запчастей может остановиться оборудование. Объём заказов резко упадёт, так как в условиях СВО многие издательские продукты не понадобятся. Как следствия, типографии будут закрываться, и развитие производства станет невозможным. Возникнет кризис платежей. И, конечно, в связи с острым дефицитом все подорожает.

Однако реалии 2022 и начала 2023 г. показали, что отечественные производители бумаги смогли закрыть основную часть потребностей рынка. Кроме того, Китай существенно нарастил объём поставок. Дефицит бумаги и картона сохраняется, но составляет не более 15%. Большинство расходных материалов есть в наличии у импортеров. Причем имеются и привычные материалы из недружественных стран, которые ввели санкции против России, и много аналогов из других стран. По некоторым позициям дефицит есть, но в целом ситуация стабильная. Объём заказов сократился, но не существенно. Некоторые крупные журнальные проекты (в основном зарубежные) закрыты, что создало трудности большим журнальным типографиям. Закрытия типографий не произошло. Более того, многие типографии отмечают, что 2022 г. был для них одним из лучших. При этом и культура платежей повысилась, поскольку люди стали больше дорожить налаженными бизнес-связями.

С развитием производства действительно есть проблемы, так как российская полиграфия почти полностью зависима от импорта. При этом печатная техника на 50%-70% происходит из недружественных стран. Многие расходные материалы существенно подорожали. По ряду позиций рост составляет 40% и более.

Ограничения развития издательской полиграфии в текущем году и в перспективе

Как отмечает Александр Амангельдыев, в связи с санкциями недружественных стран против России проблематично получение лицензий на издание зарубежных книг и журналов. Ограничивает развитие и уход с рынка крупных рекламодателей, которые обеспечивали значительный объём финансирования журнальных проектов. Удорожание процесса производства приводит к сокращению объёмов заказов. Кроме того, мешает развитию и невозможность приобрести новое западное оборудование.

По мнению Александра Амангельдыева, все эти ограничения преодолимы полностью или частично. А к удорожанию производства и снижению объёмов заказов можно адаптироваться.

Сейчас официально нельзя приобрести западные офсетные печатные машины (рулонные и листовые), привычные цифровые печатные машины (листовые), некоторые виды послепечатной техники, в том числе книжные линии, линии для выпуска детских книг.

Есть ли возможности заменить эту продукцию? Возможности приобретения офсетных печатных машин сильно ограничены. Вариантов решения немного: либо сложный параллельный импорт, либо простые машины из Индии, либо неопробованные машины из Китая. Так же сложно приобрести привычные цифровые машины – либо параллельный импорт, либо цифровые решения из Китая. Что касается многих видов послепечатной техники, в Китае есть вполне конкурентоспособные альтернативы.

Реально в Китае также можно приобрести хорошее допечатное оборудование и книжно-журнальные рулонные цифровые машины.

По словам Александра, в России уже имеются примеры успешного параллельного импорта. А общий объём средств, потраченных отечественными типографиями на полиграфическое оборудование в 2022 г., составил более 148 млн евро. Это меньше, чем в 2021 г. (165 млн евро), но всего на 11%.


Автор:  Бредис Михаил, Главный редактор Unipack.Ru


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

14.06.2023 18:11vlulyanov

Вроде как и не по теме портала. Но прочитал с интересом. Первое, что привлекло внимание - это имя Александра Амангендыева, чей доклад здесь изложен, и название издательства \"Курсив\". Дело в том, что в свое время это издательство выпускало очень интересный журнал по упаковке \"Пакет\". А докладчик был главным редактором журнала. С ним лично я не знаком, а вот весь остальной коллектив редакции я знал. В том числе Ольгу Гулинкину, о которой писал в материале, посвященном женщинам в упаковывании.

14.06.2023 18:19vlulyanov (продолжу)

Теперь по теме выступления. Понятно, что полиграфия печатных изданий переживает трудные времена. Причин множество, докладчик их хорошо обозначил. Но по моему мнению, на истинность которого не претендую, есть еще она причина падения тиражей и сокращения числа изданий. Это их розничная дороговизна. Читать обычные бумажные издания привыкли во многом люди старшего поколения. Как замечательно сейчас издаются книги! На мелованной бумаге, прекрасно иллюстрированные, замечательно оформленные. Но и цена им! Соответствующая. Пенсионерам точно не потянуть. Одна надежда, что дети или внуки сделают подарок. Так, кстати, ко мне и попадают интересные для меня книги.

14.06.2023 18:26vlulyanov (еще продолжу)

А может стоит попытаться снизить себестоимость изданий, а следовательно и розничную цену на них? Будут больше покупать - будут расти и тиражи. Перейти на более простую бумагу, типа советской. Может возродить издание в виде "Роман-газеты" советских времен. Хорошую книгу купят и в менее изящном издании. Возможно, стоит попытаться добиться от Правительства какого-то субсидирования книгопечатания. Сейчас, понятно, этого быть не может. Слишком много трат у государства, более нужных для страны.

14.06.2023 18:37vlulyanov (и еще продолжу)

Но вот когда жизнь страны и всех нас перейдет в более спокойное русло, Государство могло бы хоть частично субсидировать выпуск печатных изданий. Хотя бы по части книг для детей. Иначе как нам, выходцам из самой читающей страны, передавать внукам нашу любовь к книгам? Высказался я тут совсем не по теме портала. Но так ведь и статья не вовсе по теме. Но ведь затронуло. Шелест страниц создает совсем другое чувство познания, нежели чтение с современных электронных устройств. Всем издателям и читателям всего самого доброго!

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru