Обзор российского рынка колбасной продукции
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
Мясной рынок чрезвычайно разнообразен и представлен множеством видов продукции. Колбасные изделия в этом ряду занимают одну из главных рыночных позиций. Сегодня купить колбасу того или иного сорта может позволить себе практически любое домохозяйство, тогда как в советские времена она считалась деликатесом для большей части населения.
Колбаса – пищевой продукт, приготовленный из мясного фарша, жира, субпродуктов с добавлением соли, специй, подвергнутый термической обработке до полной готовности к употреблению. К колбасным изделиям традиционно относят: варёные, сырокопченые, полукопченые, ливерные колбасы, сосиски, сардельки, мясные хлебы, зельц, студень, сальтисон. Основой фарша для большинства видов колбас являются говядина и свинина. Кроме того, туда добавляют шпик, который создает определенный рисунок на разрезе колбас.
Говоря об отраслевой особенности российского рынка, стоит отметить, что по динамике производства последних четырех лет наблюдается его стабилизация. Это свидетельствует об относительно устоявшемся спросе.
Еще одно немаловажное обстоятельство заключается в том, что большую часть рынка колбасных изделий занимают отечественные компании, доля импорта в общем объеме внутреннего производства составляет не более 2-3%.
Запрет на поставки сельхозпродукции из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии, вступивший в силу 7 августа 2014 года, приведет в краткосрочной перспективе к негативным последствиям: есть риск роста цен, в том числе на колбасу и сосиски, снизится ассортимент и конкуренция. А если учесть, что под эмбарго попали не только колбасы, но и мясо крупного рогатого скота, свинина, то это отразится на сужении сырьевой базы для наших производителей, так как по данным товарным группам все еще имеется существенная зависимость от импорта.
План по стимулированию отечественных аграриев, разрабатываемый в Правительстве РФ, должен снизить зависимость от импорта свинины и говядины, что в конечном счете повысит продовольственную безопасность страны в будущем.
По итогам 2013 года в России было произведено 2 798 тыс. тонн колбасной продукции (включая сосиски и сардельки), что меньше уровня 2012 года на 2% (рис. 1). В предыдущие же периоды фиксировался прирост отрасли: на 1,9% в 2012 году и на 3% в 2011-м.
Негативная тенденция прошлого года, судя по всему, сменится ростом в текущем году, так как в январе–июле выпуск колбасных изделий увеличился на 5,9% к соответствующему периоду 2013-го. Учитывая положительную динамику, производство за год составит в натуральном выражении приблизительно 2960 тысяч тонн.
Рисунок 1. ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА КОЛБАСНОЙ ПРОДУКЦИИ в 2010–2013 годах, тыс. т
Рассматривая общий объем рынка колбасы, необходимо учитывать внешнеторговый оборот. В 2013 году в РФ было импортировано 51,7 тыс. тонн данного продукта, экспорт составил 37,2 тыс. тонн. Таким образом, объем рынка прошлого года в натуральном выражении оценивается в 2 784 тыс. тонн.
Рисунок 2. СТРУКТУРА РЫНКА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ в натуральном выражении, %
Структура отечественного рынка колбасной продукции в натуральном выражении включает следующие сегменты: колбасы вареные – 29% общего производства, копченые – 24%, сосиски – 16%, колбасы полукопченые – 12%, варено-копченые – 9%, сардельки – 5%, сырокопченые – 2% (рис. 2). К числу прочих колбас, доля которых составляет 3% рынка, относят колбасы ливерные, сыровяленые, сырокопченые мажущейся консистенции, а также хлебы колбасные, зельц и сальтисон.
Следует сказать, что вареная колбаса принадлежит к низкому ценовому диапазону. Высокая доля рынка указывает на потребительскую лояльность к колбасам подобного типа со стороны достаточно большого количества населения, особенно с относительно низким уровнем душевого дохода. Но, несмотря на это, происходит постепенная смена вкусовых предпочтений потребителей на более дорогие колбасы – копченые и варено-копченые, а доля вареных колбас в общей структуре рынка имеет тенденцию к сокращению.
Рисунок 3. ДИНАМИКА ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА НА КОЛБАСНОМ РЫНКЕ, 2010–2014 годы, тыс. т
Внешнеторговый оборот на российском колбасном рынке по итогам прошлого года в натуральном выражении составил 88,9 тыс. тонн, в том числе импорт – 51,7 тыс. тонн (58,2% оборота), экспорт – 37,2 тыс. тонн (41,8%) (рис. 3). В денежном выражении рынок оценивается по импорту в 193 млн долл., экспорту – 100 млн долл.
Таким образом, существующее в стране производство поставляет на прилавки отечественных магазинов колбасы всех ценовых диапазонов и потребительских свойств, практически полностью удовлетворяя внутренний спрос. Маловероятно, что доля импорта в ближайшие годы превысит 5% общего объема рынка, особенно учитывая введенные нами санкции.
По данным таможенной статистики, Белоруссия является основной страной-импортером колбасы в Россию, доля, занимаемая на рынке в натуральном выражении, составляет более 63% (32,8 тыс. тонн продукции стоимостью 110 млн долл.). На страны, попавшие в санкционный список, пришлось 34,4% импортных поставок (17,8 тыс. тонн) на сумму 78 млн долл.
В то же время отечественные компании не спешат завоевывать зарубежного потребителя – практически весь и без того незначительный экспорт направляется в близлежащие страны: Казахстан – 34,7 тыс. тонн (93,4% экспорта) и Абхазию – 1,4 тыс. тонн (3,8% экспорта).
Рисунок 4. СРЕДНЕРЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОЛБАС В ЦЕЛОМ ПО РФ, руб./кг.
В целом по стране с января 2013-го по июль 2014 года средняя розничная цена на вареную колбасу первого сорта увеличилась больше всего – на 15,9%, до 289 руб. за кг (рис. 4). Цена на сосиски и сардельки выросла на 15% (до 273 руб. за кг), на полукопченую и варено-копченую колбасу – на 14,9% (до 344 руб. за кг), а на сырокопченую колбасу – на 12% (до 745 руб. за кг). Как видно из графика, в текущем году динамика повышения цен на колбасную продукцию ускорилась.
По сведениям, содержащимся в базе данных ГЛОБАС-i Информационного агентства Крединформ, на рынке производителей мясной продукции работает порядка 1400 компаний с суммарным оборотом 565 млрд рублей. Это обстоятельство говорит о высокой степени фрагментированности рынка.
По объемам выручки крупнейшим производством на рынке мясной продукции является столичное ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» (табл. 1). По независимой оценке платежеспособности ГЛОБАС-i компания имеет индекс 191 балл (значение индекса может принимать диапазон от 100 баллов – наилучшее значение, до 600 – наихудшее), что характеризует организацию как кредитоспособную, гарантирующую погашение своих долговых обязательств, риск невыполнения которых минимален. Выручка компании увеличилась за год почти на 16%.
Также в десятку лидеров попали следующие московские фирмы, обладающие историей и уникальными технологиями: ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», ЗАО «Микояновский мясокомбинат», ОАО «Царицыно», ООО «Дымовское колбасное производство».
Все предприятия из топ-10 получили наивысшее и высокое значение индекса платежеспособности, что говорит о достаточно устойчивом финансовом состоянии отрасли.
Таблица 1. ТОП-10 ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ ПО СОВОКУПНОЙ ВЫРУЧКЕ, млн. руб.
Совокупный оборот топ-10 компаний–производителей мясной продукции в 2012 году составил 103,4 млрд. рублей (18,3% рынка), увеличившись за год на 11,8%. С инвестиционной точки зрения сотрудничество с данными организациями представляется наиболее привлекательным.
Подводя итоги, следует отметить, что, несмотря на незначительный внешнеторговый оборот, в настоящее время нет дефицита в мясной продукции, как было в советское время и в начале 1990-х годов. За годы рыночной экономики было налажено современное производство, полностью удовлетворяющее внутренний спрос. Есть основания надеяться, что рынок не ощутит каких-либо шоковых последствий от «войны санкций» и это существенным образом не отразится на нашем кошельке, резком спаде потребления колбасной продукции.
Антон Щербаков, эксперт аналитической группы
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:
Другие публикации в спецпроектах:
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделуЧитайте по теме:
Все производители и поставщики продукции
- Мясные и колбасные изделия оптом (30)
- Линии по производству колбасных оболочек (11)
- Транспортная тара и групповая упаковка для мяса, полуфабрикатов и готовых изделий (74)
- Упаковка для мяса, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов и готовых блюд (147)
- Оборудование для упаковки мяса и мясных продуктов (60)
- Оборудование для производства колбасных изделий, колбасное оборудование (211)
- Оболочки, пленки и покрытия для колбас и сыров (104)
Комментарии
Часто бываю в столице. Увы, не замечал там продукции от "Дубки". Вроде и в разных магазинах присматривался. А "Любительская Дубковская" на мой вкус самая "правильная" Любительская колбаса. Вкус, знакомый с детства. а вот про просто Любительскую того же производства этого сказать не могу. Впрочем, "на вкус и цвет...". Я не рекламирую, высказываю мнение. :)



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.