Об упаковкеДля упаковки

Книги бумажные и электронные

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

26.09.2013

Комментариев: 2

Лет десять назад мне приходилось слышать такую фразу: «Через десять лет словом книга (book) будут называть электронные книги, а для бумажных будет необходимо уточняющее слово – paper book («бумажная книга»)». Пока что этого не происходит. Но доля электронных изданий неуклонно растет.

Европейские полиграфисты собрались 16-17 сентября 2013 г. в Риге на ежегодную конференцию федерации Intergraph (European Federation for Print and Digital Communication), чтобы обсудить состояние полиграфической отрасли, и в частности, производства книг в Европе. В мероприятии участвовали представители типографий и переплетно-брошюровочных производств из Австрии, Бельгии, Голландии, Швеции, Финляндии, Эстонии и Латвии.

К слову, встреча происходила в рижской гостинице Neiburgs, примечательной тем, что она находится в здании, называемом «Женщина-солнце», построенном более ста лет назад, и на окне которого в фильме «Семнадцать мгновений весны» стоял цветок – знак провала явки, который не заметил профессор Плейшнер, опьяненный свободным воздухом Швейцарии. Гостиница находится на киношной Блюменштрасе и одновременно Бэйкер-стрит, потому что напротив нее стоит дом Шерлока Холмса из знаменитого советского сериала.

Об экономической ситуации в европейской полиграфии рассказала Беатрис Клозе (Beatrice Klose), генеральный секретарь Intergraph. Европейская полиграфия включает в себя 121000 компаний с персоналом общей численностью 714000 человек и оборотом 88 млрд евро. Правда, данные эти относятся к 2010 г., и с тех пор в отрасли могли произойти определенные изменения. Как и везде, рынок полиграфических услуг весьма неоднороден. В пятерку наиболее мощных полиграфических стран (по годовому обороту) входят Германия, Великобритания, Италия, Франция и Испания. В отрасли доминируют малые предприятия. По состоянию на 2010 г. в европейской полиграфии работало более 100000 компаний с численностью работающих до девяти человек. Очень небольшим было количество предприятий, на которых трудилось от 50 до 249 человек, но именно они давали самый крупный оборот – свыше 25 млрд евро.

Европейская полиграфия переживает нелегкие времена. Начиная с 2001 г. численность занятых в отрасли неуклонно снижается. Обороты с 2008 г. также снижаются. В 2007 г. количество предприятий приближалось к 135000. В 2009 г. их число упало ниже 120 000, затем началось медленное восстановление.

Естественно, что при сокращающихся тиражах книжные издания удорожаются, и главным вопросом выживания типографий становится борьба за снижение издержек. Неслучайно поэтому, что в период с 1999 по 2011 гг. в некоторых странах Европы растет импорт печатной продукции из далекого Китая. По данным Pira, в 2012 г. оборот европейского полиграфического рынка распределялся следующим образом: упаковка и этикетки составляли 42% оборота, коммерческая печатная продукция – 18%, реклама – 15%, книги и газеты – по 4%, каталоги – 3%, справочники, адресные книги – 2%. А ведь традиционно «настоящей полиграфией» называют именно книжное производство, как наиболее сложное и имеющее блистательную историю. Но времена меняются. Эпоха массового тиражирования одинаковой печатной продукции закончилась. И оказывается, оборот книжного производства составляет всего 4%. Согласно прогнозам, к 2017 г. ведущим сектором полиграфии останется с большим отрывом производство упаковки и этикеток с оборотом примерно 75 млрд евро. В большинстве остальных секторов ожидается снижение оборотов. В ближайшем будущем многие европейские специалисты ожидают дальнейшего обострения конкуренции, снижения объемов производства и ужесточения конкуренции с другими средствами массовой информации.

Такая ситуация вынуждает издательские компании искать производственную базу за рубежом. В настоящее время западным европейцам печатать книги выгодно в странах Балтии, в частности в Латвии. Они, конечно, смотрят и в сторону далекого Китая, однако многих не устраивают сроки поставок, так как книги долго путешествуют в контейнерах по морям. А балтийские страны находятся здесь же, в пределах Европейского союза. Янина Блума (Janīna Blūma), представитель ассоциации латвийских полиграфических предприятий LPUA, рассказала о состоянии дел в полиграфии Латвии. Эта небольшая страна имеет большую полиграфическую историю. Еще в 1621 г. некто Николас Моллин получил от шведского короля Густава II Адольфа привилегию на печать книг в Риге, где он издал 159 книг. Первая книга на латышском языке – Библия Глюка – была напечатана в 1684 г. тиражом 1500 экземпляров.

В 2012 г. оборот латвийской полиграфической промышленности составил 300 млн евро, из них на экспорт пришлось 195 млн евро (65%). Всего в стране насчитывается 380 полиграфических компаний. В отличие от Западной Европы здесь среди сегментов, переживающих активный рост, находится, наряду с упаковкой и производством этикеток, также и книжное производство. К крупнейшим типографиям, выпускающим книги в стране, относятся Livonia Print; PNB Print и Jelgavas tipogrāfia (Елгавская типография). В секторе производства упаковки и этикеток лидируют Stora Enso Packaging, DPN, VG Kvadra Pak, Liepājas papīrs.

Участники конференции европейских полиграфистов имели возможность посетить две из трех ведущих книжных типографий – Елгавскую типографию и Livonia Print. Первой была Елгавская типография, которая, как видно из названия, находится на окраине города Елгавы, бывшей Митавы, некогда столицы герцогства Курляндского. Экскурсию для коллег провел Юрис Силис (Juris Sīlis), председатель правления компании.

Предприятие впечатляет своими мощностями и обилием производимых книг, календарей, ежедневников и другой печатной продукции. Видно, что в заказах у типографии нет недостатка. В переплетно-брошюровочном цехе большие стопы готовых книг на самых разных языках. Море книг. Основные страны, куда отправляются книги, отпечатанные в Латвии, - это Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия, Эстония, Германия, Великобритания, Нидерланды и Россия. После Елгавы участники конференции посетили типографию Livonia, еще более крупную, оснащенную по последнему слову техники, выпускающую ежегодно миллионы экземпляров, львиная доля которых идет на экспорт. На мой вопрос относительно участия в сентябрьской московской книжной выставке-ярмарке Анатолий Махлов, исполнительный директор еще одной крупной латвийской типографии PNB Print, ответил, что более удачной выставки у компании еще не было. Рост книжной полиграфии в Латвии продолжается, и главным образом за счет экспорта печатной продукции.

Представители западных полиграфических компаний были настроены менее оптимистично. Так, управляющий директор финской фирмы Bookwell, Рейо Куосманен (Reijo Kousmanen) оценивает перспективы книжной отрасли в стране как не очень хорошие. Общая тенденция к сокращению числа тиражей, возрастанию доли цифровых технологий в полиграфии. По мнению финского специалиста, печать книг в твердом переплете и печать книг по требованию цифровым способом – это два абсолютно разных бизнеса, и перейти из одного в другой – дело сложное. Интересно, что в разговорах с западными книжными полиграфистами четко ощущалось их единодушное недоверие к цифровой печати. Главный аргумент их состоит в том, что продукция, напечатанная цифровым способом, недолговечна и может через некоторое время прийти в полную негодность. Так, австрийские полиграфисты говорили о столетиях книжной традиции в Австрии. Книги, напечатанные сотни лет назад, и сейчас остаются произведениями полиграфического искусства, с красивыми шрифтами и превосходными гравюрами. Убежденность в том, что цифровая печать не может сравниться по качеству с традиционным офсетом, понятна, но и цифровые технологии развиваются. По прогнозам Pira, к 2017 г. среди всех способов печати в Европе наибольший рост объемов реализации будет у электрофотографической и струйной печати. В отношении листового офсета прогнозируется существенное снижение оборота.

Но не только цифровая печать угрожает благополучию традиционной полиграфии. В конце концов – это внутренние противоречия между секторами одного рынка. Большинство европейских полиграфистов ожидает обострения конкуренции внутри отрасли, сокращения объемов производства. Но угроза исходит от электронных технологий – увеличения доли интернета, распространения компьютеров, планшетов, смартфонов и устройств для чтения электронных книг. Поэтому порой высказываются мысли о конце эпохи печати на бумаге. Но пока речь идет о необходимости изменения облика современной полиграфии. По данным, приведенным в презентации Беатрис Клозе, печать все еще остается привлекательным сегментом рынка. Свою эффективность показывает адресная почтовая рассылка, на первом месте в опросах на тему «Как покупатели хотели бы в будущем получать рекламу» стоят ответы: из прямой почтовой рассылки, из газет или печатной рекламы в магазинах. Согласно данным опроса, проведенного PrintWeek в 2012 г., 75,9% респондентов считают, что печатная реклама в такой же степени или более эффективна, чем реклама и маркетинг в интернете. Пока три четверти всех рекламных доходов получаются от печатной продукции.

Облик полиграфии в последнее время меняется. О влиянии электронных книг на книжное производство говорит статистка выпуска книг в мягкой обложке. Заказов на них в Европе становится все меньше. Это логично. Если читателю нужен только текст, он предпочтет электронное издание. Сокращение тиражей книг в мягкой обложке отражает увеличение доли электронных изданий. При этом основной продукцией становятся добротные книги в твердом переплете с применением всевозможных способов отделки, как говорят немцы, «облагораживания» продукции. По словам шведских коллег, в Швеции половина всех выпускаемых книг покупается в подарок, что подтверждает общую тенденцию сдвига книжного производства в сторону качественных, богато иллюстрированных изданий. Книга становится не только лучшим, но и дорогим подарком. Она перестает быть массовым продуктом. Об этом свидетельствует сокращение тиражей при одновременном увеличении числа наименований. Пока у полиграфистов есть, чем заниматься. Одним из локомотивов полиграфической отрасли является производство упаковки и этикеток, демонстрирующее постоянный рост. Но некоторые из европейских коллег уже задаются вопросам: «А что будет с книгами и журналами, когда появится дешевая электронная бумага с характеристиками, приближенными к свойствам обычной бумаги?». И очень дешевые планшеты, когда при покупке электронной книги покупатель получит устройство для чтения бесплатно? Это уже будет другой рынок.


Автор:  Бредис Михаил, Главный редактор Unipack.Ru

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

26.09.2013 14:27tester:)

Тот же Amazon.com продает свои планшеты по себестоимости ($139 за 7" версию), а это уже полноценный планшет HD-разрешения, а не просто читалка. У китайских производителей розничная цена опустилась до $67. Все идет к тому, как заметил автор, что скоро "при покупке электронной книги покупатель получит устройство для чтения бесплатно".

01.10.2013 13:48mikus

Внутри полиграфии уже нет единства о том, какой способ печати главный. Вроде бы, офсет. Но, например, большинство посетителей прошлой IPEX уверены, что главная - цифровая печать.

Обсуждение окончено