Еще один взгляд в будущее рынка гофроупаковки: точка зрения Анатолия Владимировича Штейнберга
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
9 марта 2011 года на портале Unipack.Ru была опубликована статья председателя совета директоров ГК «ГОТЭК» Владимира Александровича Чуйкова «Возможный сценарий развития российского рынка гофроупаковки в 2011-2013 годах». Председатель наблюдательного совета компании СФТ групп Анатолий Владимирович Штейнберг решил высказать свою точку зрения на поднятые в материале проблемы.
Должен сказать, что я отношусь с огромным уважением лично к Владимиру Александровичу, но, к сожалению, не согласен с оценками перспектив развития сектора гофроупаковки в России, даваемыми компанией «ГОТЭК», и дискуссия по этому вопросу у нас идет последние 5 лет.
В статье автор обращается к «внимательному читателю». Я хотел бы обратиться к руководителям и собственникам, имеющим интересы в целлюлозно-бумажной промышленности, а также к государственным служащим, занятым вопросами регулирования промышленности в России.
Почему я обращаюсь к такой аудитории в ответ на, казалось бы, совершенно безобидную статью, автор которой к тому же не настаивает на абсолютной истине своего анализа? Потому что, по моему мнению, изложенные в статье выводы - это не «неизбежное», а «желаемое» для автора будущее, и такое будущее не полезно и для нашей отрасли, и для страны в целом. Доклад автора я уже слышал на заседании Национальной конфедерации упаковщиков, и там ответил ему, что, признавая верность статистического анализа, приведенного в докладе, я совершенно не согласен с выводами.
Рассуждая о гофропроизводстве в России, необходимо добавлять информацию о ситуации, которая существует объективно. Также я добавлю свои личные субъективные наблюдения, оценки и некоторые факты. Сразу скажу, что все приведенные количественные оценки - усредненные. К тому же постараюсь не использовать специальных терминов, которые могут быть понятны только специалистам отрасли. Я также не буду вступать в дискуссию по чисто технологическим вопросам.
Итак, базовая информация.
Гофролист для изготовления гофрокоробов производится минимум из трех слоев картона. Картон может быть первичный – чисто целлюлозный (крафтлайнер) и вторичный – макулатурный (тестлайнер). В Европе около 70% гофролиста производится из тестлайнера и около 30% - из крафтлайнера, так как он в среднем на 25% дороже. Гофролист из крафтлайнера используется для изготовления упаковки премиум-класса и упаковки со специальными требованиями. В России ситуация обратная. Обусловлено это тем, что в советские времена строились крупные целлюлозно-бумажные комбинаты для производства целлюлозы и крафтлайнера. Использованию вторичного сырья в производстве упаковки, как и производству самой упаковки, должного значения не придавалось, и, поэтому в капитализм Россия вошла, практически не имея серьезного производства макулатурных картонов и с ничтожным объемом гофропроизводства.
За последние 15-18 лет в России стремительно росло потребление упаковки, возросли требования к ее качеству, и в ответ на спрос были построены в достаточном количестве современные гофропроизводства с современными перерабатывающими линиями. Рост объемов гофропроизводства базировался на избыточном производстве крафтлайнеров. Кроме растущих российских гофропроизводителей, в страну пришли крупнейшие мировые компании отрасли, такие как Stora Enso, Smurfit Kappa, SCA, и они тоже создали гофропроизводства. Также создали их и некоторые российские производители крафтлайнеров.
По мере насыщения российского рынка гофропродукцией, усилилась конкуренция между гофропроизводителями. Последние вынуждены были снижать издержки, и, естественно, появилось понимание – нужны макулатурные картоны.
Для справки, новое гофропроизводство на базе современного гофроагрегата с производительностью 150 млн. м2/год стоит от 20 до 45 млн. Евро (ценовой разброс в значительной степени определяется готовностью инфраструктуры площадки). Строительство новой бумагоделательной машины производительностью 200 тыс. т тестлайнера в год с новой инфраструктурой обойдется минимум в 200 млн. Евро.
Основу европейского рынка гофропродукции составляют:
- Крупные, вертикально интегрированные компании с годовым оборотом 5-10 млрд. Евро, с объемом производства около 2 и более млрд. м2/год гофропродукции и с уровнем внутренней интеграции по всем стадиям технологического предела около 60% (сбор макулатуры, производство картонов - лайнеров, производство гофролиста и производство гофрокороба). То есть эти компании контролируют всю технологическую цепь и менее зависимы от поставщиков.
- Средние компании с годовым объемом 600 - 800 млн. м2 гофропродукции, как правило, также с внутренней интеграцией не менее 60%.
- Компании с объемом производства около 150 млн. м2 гофропродукции или меньше, которые могут не иметь собственного производства картонов и работать на закупаемых лайнерах или даже на закупаемом гофролисте. Как правило, эти компании производят или узкоспециализированную упаковку, ориентированную на конкретного потребителя, или же упаковку премиум-класса.
В свою очередь, российских гофропроизводителей на сегодня можно разделить на несколько групп:
- Компании-гофропроизводители Stora Enso и «ГОТЭК» с объемом производства 300-400 млн. м2/год. Технологическая цепь этих компаний начинается с производства гофролиста.
- Крупные региональные производители: Набережные Челны и Пермская бумажная компания - с объемом производства около 300 и 200 млн. м2/год соответственно. Эти компании имеют собственное производство тестлайнера и не имеют значительной внутренней интеграции по макулатуре.
- Компания СФТ групп, представленная в нескольких регионах европейской части России, с объемом производства около 250 млн. м2/год. Единственная, имеющая внутреннюю интеграцию по всем стадиям технологического передела на уровне 60%.
- Компании-гофропроизводители и конвертаторы с объемом производства до 100 млн. м2/год.
Итак, на рынке возник спрос на макулатурные картоны. Самостоятельно ни одна из российских компаний-гофропроизводителей не была в состоянии осилить проект по строительству новой бумагоделательной машины. Крупные целлюлозно-бумажные комбинаты имели и имеют проблемы с модернизацией своих основных производств, и это требует огромных инвестиций. Строительство машин по производству тестлайнеров для этих комбинатов не первоочередная задача.
У гофропроизводителей возникло несколько вариантов развития:
- объединить усилия и совместно построить бумагоделательную машину;
- закупать импортные картоны и добиваться отмены ввозных пошлин;
- продолжать работать на крафтлайнере, покупать имеющийся на рынке России объем тестлайнера и ждать, пока кто-нибудь построит новые машины.
Вероятно, либо амбиции, либо иные обстоятельства не позволили нескольким гофропроизводителям объединиться, и развитие ситуации пошло по другим двум вариантам.
Теперь обратим внимание на российских производителей тестлайнеров. Некоторое количество фабрик на старом маломощном оборудовании в России все-таки было и есть. Эти производители, медленно, но упорно делали модернизацию своих машин, повышали качество продукции, старались максимально удовлетворить запросы гофропроизводителей. Они, также как и гофропроизводители, не нашли в себе сил объединиться, но они подрастали и почти все наращивали объемы и строили машины, маленькие и средние по российским меркам – до 70 тыс. т/год.
Поставили машины «Окуловская бумажная фабрика», «Донская гофротара», «Пермская бумажная компания», «Объединенные бумажные фабрики» и другие. Сегодня также объявлены проекты строительства бумагоделательных машин: «Объединенные бумажные фабрики» - 200 тыс. т/год, СФТ групп - 250 тыс.т/год, и ряд менее масштабных проектов. Продукция этих машин по энергозатратам, удельным нормам и своему качеству соответствует среднеевропейскому уровню. Также у этих машин есть возможность выпускать достаточно широкий ассортимент продукции по граммажам и форматам. Срок окупаемости этих проектов с момента запуска машин - 5-7 лет.
Теперь хочу упомянуть о горизонте планирования. В декабре 2010 года в Вене я встречался с г-ном Кордом Принцхорном (владельцем компании Hamburger Group - одного из крупнейших европейских производителей гофропродукции) и рассказывал о планах СФТ групп построить бумагоделательную машину. На что г-н Принцхорн задал мне вопрос: «А какой у Вас горизонт планирования?» - и я ответвил, что 10 лет. Он согласился с тем, что планируемая к строительству машина даже по европейским меркам в течение 10 лет будет актуальна. Однако он также отметил, что у них, в компании со 150-летней историей, горизонт планирования составляет 30 лет, и новые машины должны сохранять свою актуальность как минимум на этот срок.
Решая вопрос с банками по финансированию строительства бумагоделательной машины, СФТ групп обратилась к гофропроизводителям с просьбой подтвердить объем потребности в тестлайнерах, начиная с 2013 года. Все российские гофропроизводители, включая подразделения производителей крафтлайнеров и иностранных компаний, подтвердили свою заинтересованность с комментарием: «Очень хорошо! Чем больше вы будете производить тестлайнеров, тем ниже будет его цена».
Гофропроизводитель, не подтвердивший потребность в тестлайнерах официально, - это компания Stora Enso. Мотив следующий: в настоящее время компания строит большой завод по производству тестлайнера в Польше и планирует с момента вступления России в ВТО поставлять этот тестлайнер в Россию.
Теперь можно переходить к итогам и выводам.
Как я уже говорил, г-н Чуйков нарисовал скорее не «неизбежное», а «желаемое для себя» будущее, и упомянутый горизонт планирования в 2-3 года очень мал: надо смотреть гораздо глубже. Россия интегрирована в мировой рынок, и отечественные цены на все виды лайнеров неизбежно коррелируют с мировыми ценами. Если рассмотреть сценарий г-на Чуйкова, то, на мой взгляд, компания «ГОТЭК» столкнется с теми же проблемами, которые имеет сейчас, и один из вариантов их будущего - это покупка «ГОТЭКа» компаниями уровня Stora Enso, Hamburger Group или кем-то еще. Я думаю, что акционеры компании «ГОТЭК» именно этот вариант считают желаемым. Это нормальный бизнес. Не надо этого стесняться - надо честно признаться, в первую очередь - самому себе, что такая цель имеется. Цель эта реальна. В Европе есть большое избыточное производство тейстлайнеров, и европейские гофропроизводители с удовольствием придут на российский рынок, в том числе и через приобретение российских компаний. Казалось бы, да и что с того - придут менеджеры, которые имеют другие горизонты планирования, другой технологический опыт, и такие процессы надо только приветствовать. Такие положительные примеры мы видим как в нашей отрасли, так и в других, например, в автомобильной. Но то, что хорошо для отдельной компании «ГОТЭК» и для ее акционеров, не совпадает с интересами отрасли и других участников этого рынка. Ситуация в нашей подотрасли - совершенно особенная. В случае с автомобильной промышленностью в России создаются новые высокотехнологичные рабочие места, и от сборочных производств планируется переходить к местному производству комплектующих, а затем - к полноценному производству автомобилей целиком. В тоже время нам предлагается оказаться от развития гофропроизводств со всеми стадиями технологического передела и остановиться только на «сборке». Здесь я хочу обратить внимание, что производители тестлайнера на каждое рабочее место в своем производстве обеспечивают 5 рабочих мест в сопутствующей им инфраструктуре. Это сбор и первичная переработка макулатуры, это производство энергии и транспорт, это строительство, и так далее. Кроме того, собственное производство тестлайнера - это решение экологических проблем и сохранение русского леса.
Лозунг «заграница нам поможет» - это не наш случай.
Думаю, что РАО «БУМПРОМ», Национальной конфедерации упаковщиков и другим отраслевым общественным организациям нужно приложить максимум усилий, чтобы при вступлении России в ВТО обеспечить производителям гофротары и тестлайнера защищенный мягкий переходный период с сохранением ввозных пошлин на 5-7 лет. Это нужно для того, чтобы те «сумасшедшие», кто берется инвестировать в такие технологически сложные и трудноокупаемые проекты, как строительство бумагоделательных машин, чувствовали бы и понимание, и поддержку государства. А реализация всех этих проектов обеспечит государству и дополнительные налоговые поступления, и дополнительные рабочие места.
| Редакция портала Unipack.Ru призывает всех, кому небезразлична тема пути развития гофроиндустрии, высказывать свои мнения и предложения в комментариях под статьей. |
|---|
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделуЧитайте по теме:
Все производители и поставщики продукции
- Машины для переработки картона, бумаги (15)
- Машины для производства упаковки из гофрокартона (76)
- Машины для производства гофрокартона (78)
- Машины для производства коробок, ящиков (55)
- Поддоны из гофрокартона (гофроподдоны) (30)
- Транспортная тара из гофрокартона (гофротара) оптом (148)
- Гофролотки, лотки из гофрокартона (70)
- Гофроящики, ящики из гофрокартона (132)
- Коробки из микрогофрокартона (95)
- Гофрокороба, коробки из гофрокартона оптом (257)
Комментарии
"Если рассмотреть сценарий г-на Чуйкова, то, на мой взгляд, компания «ГОТЭК» столкнется с теми же проблемами, которые имеет сейчас, и один из вариантов их будущего - это покупка «ГОТЭКа» компаниями уровня Stora Enso, Hamburger Group или кем-то еще. Я думаю, что акционеры компании «ГОТЭК» именно этот вариант считают желаемым." - насколько я помню Готэк принадлежит же Сбербанку. Или это не так?
У каждого из них есть своя правда и друг друга они все-равно не слышат. Или просто не хотят слышать?
Просто у каждого есть не только своя правда, но и своя выгода. А она с "направлением" правды вполне может не совпадать.
Вчера Подкомиссия правительства РФ по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле признала целесообразным снижение с 15% до 5% ставок ввозных таможенных пошлин единого таможенного тарифа Таможенного союза на бумагу и картон многослойные со всеми белеными слоями. Данное решение рекомендовано к рассмотрению на заседании комиссии Таможенного союза.
Надеюсь, что через две недели появится еще один взгляд в будущее рынка гофроупаковки. Например, от Стора Энсо :) А пока небольшой бонус для "картонщиков". В марте 2011 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка бумаги и картона. Предлагаю вашему внимаю некоторые цифры. В 2010 году оборот предприятий целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности вырос более чем на 15%, достигнув 575,8 млрд. руб. За 2010 год объем российского рынка картона и бумаги вырос на 6%. Общий объем рынка бумаги и картона в России в 2009 году составил 7,2 млн. тонн, а в 2010 году – 7,6. Всего в 2010 г. в России было произведено 7,5 млн. тонн бумаги и картона, в том числе бумаги — около 4,5 млн. тонн, а картона 3 млн. тонн.
25.03.2011 12:27Sava (продолжение)
Сегодня в качестве наиболее перспективных продуктов для внутреннего рынка называют офисную и мелованную бумагу, тарный картон и гофроупаковку. Российский рынок тары и упаковки считается одним из наиболее динамично развивающихся, и в условиях девальвации рубля и роста цен на импортную продукцию данный процесс будет развиваться еще активнее. За 2010 г. совокупный импорт картона и бумаги составил 1,4 млн. тонн в натуральном и 1,9 млрд. $ в стоимостном выражении. Импорт в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом на 110% в денежном выражении и на 57% в натуральном. В 2010 г из России было вывезено 2,9 млн. тонн картона и бумаги в натуральном выражении на сумму 1,7 млрд. $. Экспорт в 2010 году снизился по сравнению с 2009 годом на 2% в денежном выражении и на 10% в натуральном.
За менее чем двое суток статья уважаемого г-на Штейнберга показывает рекордную для нашего портала посещаемость читателями. И нам непонятно: а почему все эти люди читают и молчат? Все согласны? А ведь было бы не лишним услышать позицию, например, Stora Enso, российских небольших производителей макулатурных картонов, которых все это очень даже затрагивает, ну и, конечно, компании ГОТЭК, с которой все началось.
Понятно, что из-за высокой кредитной нагрузки "кто-то" не может развиваться и вкладываться в бумагоделательную машину. Не построя машины или не найдя стабильных источников дешевого тестлайнера, можно потерять конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.Поэтому взгляд на развитие свой собственный. Кто-то имеет ресурсы для долгосрочного наращивания конкурентоспособности, но снижение пошлин повысит сроки окупаемости машины. Мне, как крупному покупателю, нужно снижение пошлин.
Возможно, "не по делу", но хочу заметить по поводу одной фразы: "Использованию вторичного сырья в производстве упаковки, как и производству самой упаковки, должного значения не придавалось". Но тут следует отметить, что ящики из гофрокартона были в советские времена оборотной тарой. Правда число оборотов этой тары невелико (из-за свойств материала), но все же ящики служили дольше. Интересно, что выгоднее: изготавливать новые ящики, пусть, даже из макулатурного, или заставить послужить уже изготовленные подольше?
Мне кажется, увеличивать оборотные свойства гофротары все же невыгодно. Большая часть коробок используется как защитная тара для перевозки продуктов, например, в магазины. А куда магазинам дальше ее использовать? Если это не оптовые точки, то разве что мусор в ней вывозить, что не сильно экономично. А перепродавать ее дальше для какого-либо использования - это или везти воздух, или опять разбирать уже собранные и использованные коробки, что тоже проблематично.
28.03.2011 12:29Fly - vlulyanov'у
Вы вспомнили советские времена, когда все производилось по ГОСТу, в том числе и упаковка. Эти времена давно канули в лету. Сегодня большинство ящиков брендированные, расстояния, через которые перемещаются товары возросли многократно. Куда и кому вы предлагаете возвращать использованную упаковку?
Уважаемые Господа. Рассуждая по поводу производства гофрoкартона, а именно сравнивая Российских производителей и зарубежных, хотелось бы отметить качество изготовляемой продукции, которое, мягко говоря оставляет желать лучшего,от Российских производителей. Являясь Официальным Эксклюзивным Дистрибьютором SCA Packaging Tilburg и реализуя супер прочную упаковку из гофрокартона на Российкий рынок, хочу отметить, что даже приближённых аналогов, на Российком рынке не наблюдается. Это к теме о сохранении лесных угодий, т.к. замена дерева картоном, предусматривает как минимум приблизительную прочность. Для того, что бы добиться таких результатов необходимы серьёзные инвестиции в целлюлозно-бумажную индустрию, глубокое изучение зарубежных технологий, продвижение собственных идей, и тд, и тп.
28.03.2011 16:47Free - Алексею
Алексей, как-то у вас все в кучу свалено. Сохранение леса? Для производства картона деревья тоже нужны, хоть, конечно, не в том количестве, как для деревянной тары. Ну и диалог-то ведется не про замену одной тары другой - вырулить бы на нормальный стабильный уровень производство "обычной" гофротары, устаканить цены в отрасли, а потом уже думать обо всем остальном.
28.03.2011 23:46vlulyanov - Fly
Я ни кому гофроящики возвращать не предлагаю. А просто констатирую, как факт. А если предлагать... ТО предложу отказаться от "фирменных" пивных и водочных бутылок. Почему их после практически одного оборота надо отливать заново? Уж тут точно и экономия энергии и уменьшение выбросов. Пиво в одинаковых по форме и размерам "алюмишках" идет, и ничего.



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.