Российский рынок тары и упаковки: точка зрения
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
В начале февраля на портале Unipack.Ru были опубликованы статистические данные по рынку тары и упаковки от компании «Маркет Аналитика». После выхода материала в редакцию портала обратилась Национальная конфедерация упаковщиков, члены которой убеждены, что существующая в отрасли ситуация выглядит несколько иначе, чем видят ее аналитики. Предлагаем вниманию читателей мнение Экспертного совета НКПак.
В последнее время в средствах массовой информации появилось значительное количество публикаций, представляющих нам анализ состояния рынка упаковки в России. Такой интерес со стороны бизнес-аналитиков полезен и объективен, так как отрасль демонстрировала в прошлом году устойчивый восстановительный рост. Кроме этого, публикации отражают интерес к будущему отрасли со стороны как потребителей упаковки, так и инвесторов.
Но конструктивность, под которой понимается деловитость, полезность и применимость некоторых публикаций на практике, вызывает крайние сомнения.
Приведем всего один пример. В материале от 3.02.2011 г. под названием «Обзор российского рынка тары и упаковки», подготовленном компанией «Маркет Аналитика», даны следующие оценки российского рынка упаковки 2004-2009 годов:
Не будем вдаваться в «жирные», как сейчас принято говорить, 2004-2007 годы, вернемся в 2008-2009 гг. и со свежими еще воспоминаниями и позволим себе несколько комментариев по тексту авторов:
- В оценках, которые давала WPO в своем анализе глобальных рынков упаковки, российский рынок в 2009 году был действительно определен в размере 18,5$ млрд. Однако необходимо учитывать, что организация оценивает рынки вместе с приростом рынка упаковочного оборудования, что делает ее оценку более «весомой». По данным немецкой ассоциации VDMA и российской ассоциации «Пакмаш», оборот российского рынка фасовочного и упаковочного оборудования составил в 2009 г. около 1,350 $ млрд.
- По нашим достаточно скромным оценкам, емкость российского рынка тары и упаковки составляла в 2008 году около 15,6$ млрд. (без учета рынка оборудования) и неминуемо упала до 12,7$ млрд. вследствие девальвации рубля, недоступности сырьевых ресурсов и многого другого, о чем вся страна говорит на протяжении последних двух лет.
| млн.$ | 2008 | 2009 | Доля сегмента 2008, % | Доля сегмента 2009, % |
| Упаковка из бумаги и картона | 6218 | 4571 | 40% | 36% |
| Полимерная упаковка | 5565 | 5141 | 35% | 40% |
| Стеклянная упаковка | 2212 | 1499 | 14% | 12% |
| Упаковка из металла | 1297 | 1129 | 8% | 9% |
| Упаковка из дерева | 146 | 100 | 1% | 1% |
| Прочие виды тары и упаковки | 248 | 240 | 2% | 2% |
| Итого | 15686 | 12681 |
И опасность даже не в том, что оценка 2008 года занижена, а 2009 - завышена. Она заключается в дезориентации читателей и аналитиков рынка, ведь если он прирос в 2009 году, значит:
- компаниям отрасли легко удалось найти финансирование на обслуживание как собственных кредитов, так и поставок иностранного сырья - бумаг, картонов, пластиков, красок и т.д., и еще много того, что имеет зарубежное происхождение;
- компаниям отрасли легко удалось повысить объемы производства, в условиях спада отраслей – потребителей и в том числе пищевой, как отмечено в статье;
- компаниям отрасли легко удалось переложить повышение цен на сырье, энергоносители и т.д. на плечи отраслей – потребителей и конечных потребителей;
- компании отрасли имеют развитый рынок сырья и легко заместили иностранные поставки внутренними, более дешевыми, но такими же качественными.
Всего этого, по большому счету, не случилось в 2008 -2009 гг. Переоценка отрасли ведет к недопониманию ее проблем, а значит - их замалчиванию или игнорированию. Высокий уровень производства и его дальнейшее повышение, особенно в кризисный период, означает высокий уровень переговорной силы и зрелость производителей упаковки, высокий уровень доходности и инновационности. Однако этого тоже нет.
Кроме этого, у инвесторов, готовых вкладывать средства в упаковочную отрасль, создается опасная иллюзия привлекательности отрасли, что при финансировании проектов приводит к низкой окупаемости и ценовым войнам.
Теперь остановимся на структуре рынка.
- объемы производства картонно-бумажной тары и упаковки составляют 57%;
- на втором месте - полимерная упаковка с процентным соотношением в 17%;
- сегмент тары и упаковки из стекла составляет 13%;
- металлическая упаковка занимает 10% рынка.
Нет в России такого количества ЦБК с необходимыми объемами производства, которые бы обслуживали рынок в 8$ млрд. (57% от 14$ млрд. в статье). Данные, скорее всего, взяты из исследования компании Step by step (по материалам PRADO Consulting). Ориентировочные цифры по сегментам представлены выше (в таблице).
Кстати, рынок деревянной тары, упав в 2009 году, вырос в 2010: поддоны и ящики по-прежнему востребованы.
Теперь по поводу описания тенденций рынка.
«Новые (российские) компании быстро вошли на стремительно развивающийся рынок и составили барьер импорту, которому на фоне ограничительной таможенной политики государства стало сложнее конкурировать».
Да, российские компании действительно многое сделали для импортозамещения: в первую очередь, вложили средства в новое оборудование, технологии, дизайн. Однако не стоит путать причину со следствием: сделали они это на фоне полной открытости рынка для импорта упаковки и закрытости по сырью. До сих пор на многих рынках ввозная пошлина на готовую упаковку - около 5%, а на сырье для ее производства при отсутствии достаточного внутреннего производства - 10-15%!!! Об этом стоит поговорить, а не об эфемерной ограничительной таможенной политике государства. Отечественных производителей спасают только расстояния, как ни странно, коррупция и загадочная русская душа.
«Ожидается, что рынок полимерной продукции в связи с развитием технологий и внедрением научно-технических разработок будет расти и насыщаться. Компании-производители работают над повышением прочности, эластичности, легкости упаковки и возможностью ее повторного использования. Также они уделяют значительное внимание дизайну, эргономичности, информативности и экологичности. Таким образом, основные затраты, закладываемые в себестоимость упаковки, связаны не столько с ценой материала, сколько с потребительскими характеристиками».
Рынок действительно растет и насыщается. Однако не надо себя обманывать: у подавляющего числа компаний денег на инновации просто нет. Основные затраты связаны как раз с ценой материала, а конкуренция состоит в изготовлении материалов по принимаемой рынком цене, со стабильными и по возможности высокими, насколько это возможно на отечественном сырье, потребительскими характеристиками.
О тенденциях развития рынка тары и упаковки.
«Несмотря на относительно положительную динамику на рынке тары и упаковки, говорить о завершении кризисной фазы преждевременно. По прогнозам компании «Маркет Аналитика», ввиду нестабильной экономической ситуации в странах Западной Европы, выливающейся в стихийные забастовки в промышленных секторах, в 2011 году возможна консолидация бизнеса в сфере производства тары и упаковки».
Рынки в странах Западной Европы давно консолидированы. Наоборот, сейчас наблюдаются тенденции деконсолидации, когда новые игроки, опираясь на новые технологии и новые подходы к экономике и организации производства, переигрывают монстров рынка.
«Аномальные явления 2010 года в России приведут к росту цен на целлюлозу и, соответственно, на конечную продукцию, а дефицит целлюлозы в Европе приведет к увеличению экспорта тары и упаковки российскими компаниями».
Без комментариев.
***
Почему мы позволили себе такое критическое отношение к проходной, в общем-то, статье? Потому что она является показательной для большого числа информационных материалов, касающихся упаковки, и извращает те положительные и отрицательные тенденции, которые происходят в отрасли.
Между тем, упаковочная отрасль России признана мировым экономическим сообществом одним из крупнейших мировых рынков упаковки (8 место в мире, по данным WPO). Это стало возможным благодаря синергии усилий всех участников упаковочной промышленности, как сырьевиков, так и производителей готовой продукции. Нельзя не отметить увеличение производства тарных картонов и гофропродукции, картонных коробок, полимерных пленок и упаковок из них, существенный рост рынка полистирола и полипропилена; значительное развитие сегмента жестебанок, бумажных упаковок для напитков и ПЭТ-преформ. Этот список достижений можно продолжать еще долго, но также необходимо констатировать, что отрасль так и не признана государством как отрасль (несмотря на размер), и в этом есть часть «заслуги» информационных каналов.
Обо всем этом необходимо писать. Важно понимать, что рынок, основных игроков которого объединяет НКПак, заинтересован в качественной и объективной информации.
НКПак старается решать проблемы отрасли и будет и дальше всячески помогать и тем, кто уже работает, и тем, кто только собирается открыть свой упаковочный бизнес, и тем, кто следит за его развитием.
Со своей стороны мы приложим все усилия для «инвентаризации» отраслевой аналитики и упорядочения статистики по ней.
Приглашаем все заинтересованные компании и, прежде всего, экспертов отрасли к конструктивному диалогу на базе новой аналитической службы НКПака.
Аналитиков, пишущих об отрасли и ее тенденциях, приглашаем к сотрудничеству. Доверьтесь профессионалам: репутация дороже.
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Все публикации компании Информация о компании
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделуЧитайте по теме:
Все производители и поставщики продукции
Комментарии
Я уже далеко не рервый раз сталкиваюсь с несуразности в статистическо-аналитических исследованиях. Причин много. Недобросовеннось аналитиков, не учитывание некотрых факторов, ошибочные цифры, почерпнутые из разных источников. Главное вижу в том, что, во всяком случае в Россиии, что статистика, без которой невозможно элементарное нпродно-хозяйственное и социальное планирование, поставлена в непонятно какое, по сути, паршивое положение. Да и еще и отдана "на откуп" непонятно кому.
Далеко не все компании могут себе позволить самостоятельно заниматься анализом рынка, хотя очень крупные именно так и поступают, не доверяя исследованиям сделанным на коленке. Если НКПак действительно готов взять такую работу в свои руки, упаковщики скажут Спасибо.
Кроме прочего, частенько сталкиваюсь с тем, приводя процентное соотношение, аналитики далеко не всегда указывают от чего это процентное соотношение взято: от стоимости, от массы или квадратных метров проиведенного. А по сути, ни одна даже самая реальная цифра, выраженная в той или иной единицы измерения не даст реальной картины. Потому что стоимость того или иного матерала (сырья для его производства) изменяется. Но изменяется по разному, с разной степенью интенсивности. Если сопоставлять разную упаковку в млрд. тонн, то тут тоже объективной картины не будет. На конкретную упаковку уйдет разная масса полимеров и бумаги. Если в квадратных метрах того или иного материала, то картина сопостовления упаковок из бумаги и из полимерных, многослойных и комбинированных гибких материалов будет более объективна. Но полимеры ведь в упаковывании используются не только в качестве этих материалов, но для троизводства литой тары.
Только в сотношении, по крайней мере, трех цифр: в денежном выражении, в массовом и, условно, "квадратнометровом" мы можем получить более-менее реальную картину. А реальная картина крайне нужна очень многим. И Правительству, и допытчикам сырья, и производителям упаковочных материалов и тары, и производителям упаковочного оборудования, и торговле, и "зеленым", да и просто думающей части населения страны. Анализ же - вещь вторичная. Главное, чтобы цифры были реальны. Кто их может получить? Не думаю, НК упавщиков. Кто-то повыше.
По российскому рынку упаковки вообще аналитики мало. Уже хорошо, что Маркет Аналитика вообще дает какие-то цифры. Взять ту же конфердерацию. Разьве она много цифр дала по рынку?
В дополнение... Если потенциальные инвесторы имеют искаженную статистику, они вполне могут убить не только всех конкурентов, но и свой новый бизнес. В такой стране, как Росиия, с ее то территорией, неплохо иметь еще и статистические данные по промышленным регионам, мало кому нужна просто средняя температура по больнице.
03.03.2011 17:00Маркет Аналитика
Уважаемые посетители портала Unipaсk.ru! Спасибо большое за столь подробные комментарии к статье, которую предоставила наша компания. Компания Маркет Аналитика проводит регулярный мониторинг различных отраслей экономики, не только по рынку тары и упаковки. Наши работы всегда являлись для клиентов источником обобщенной информации по рынку, взятой из открытых источников. Для написания данной статьи наша компания провела кабинетное исследование, проанализировав экспертные мнения и аналитические статьи по рынку тары и упаковки, находящиеся в общем доступе. Как известно, экспертные оценки могут значительно отличаться друг от друга и, таким образом, не дать объективной оценки состоянию рынка. Возможно в связи с этим профессионалам отрасли могло показаться, что проблема раскрыта не достаточно глубоко.
03.03.2011 17:02Маркет Аналитика
Тем не менее, компании Маркет Аналитика очень полезно ознакомиться с мнениями специалистов в данной области. Если Национальная Конфедерация упаковщиков имеет более точную и глубокую информацию, мы думаем, все участники Рынка будут крайне рады ее опубликованию. Мы в свою очередь всегда готовы к сотрудничеству и обмену информацией.
А где был НКПак раньше? Если он владел более правильной информацией, то почему молчал? Не поленился зашел на их сайт, где про Задачи организации, наряду с др., черным по белому написано: - "Консультации по всем проблемам упаковки" - "Аналитика и информатика в сфере упаковки". Думаю, дальше все понятно...



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.