Дой-пак заменяет традиционную упаковку
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
Стоячие пакеты дой-пак являются особым видом гибкой вакуумной упаковки, которая в последнее время значительно расширила спектр своего применения на российском рынке. Своему успеху пакеты дой-пак обязаны конструктивными особенностями, высокой технологичностью в обращении, удобством транспортировки и утилизации, а также меняющимся потребностям рынка. Речь идет как о запросах ритейлеров, так и об изменившихся нуждах потребителей, что делает пакеты дой-пак все более привлекательными не только в продуктовом секторе, но и в упаковке для нужд производства.
Конструкция дой-пак
«Дой-пак» называют пластиковые пакеты с донышком, в наполненном виде эта упаковка может стоять вертикально. В сложенном виде пакеты «дой-пак» компактны, допускают такое же обращение, как и остальная гибкая упаковка. Принципиальной особенностью дой-пак является 5-шовная конструкция с гибким дном, но в плане технологии производства, барьерных свойств, зависящих от материала, и метода открывания виды упаковки сильно различаются.
Можно выделить три основных типа пакетов дой-пак:
- пакет со вставным круглым дном,
- пакет с усиленной кромкой;
- с фальцованным днищем.
Пакет со вставным круглым дном является наиболее распространенным типом. Устойчивость конструкции этого пакета обеспечивается за счет сварных швов, на которые также опирается и вся конструкция в целом.
Усиление кромки для пакета требуется в случае, когда его размеры не позволяют сохранять вертикальное положение только за счет материала и содержимого. Пакеты с усиленной кромкой как правило гораздо большего размера, в некоторых случаях днище также делается усиленным.
Дой-пак с фальцованным днищем или днищем-подошвой отличается тем, что упаковка покоится не на сварных швах, а непосредственно на днище. Этот тип пакетов изготавливают не в процессе фасовки, а заранее. На упаковку подаются уже готовые пакеты, которые требуют лишь небольшой обработки – вставка дозатора, заполнение надувной ручки и т. п.
«Классическая» технология дой-пак предполагает три основных технологических этапа: сначала происходит формование пакета из пленок, затем его заполняют содержимым, а в конце следует процесс запайки.
В самом простом варианте пакет дой-пак может открываться при помощи ножа, а нанесенные на боковом шве просечки или лазерная микроперфорация на уголке обеспечивают возможность вскрывать упаковку руками без особых усилий. Добавление колпачка-дозатора с крышечкой позволяет использовать содержимое более рационально и дольше сохранять свежесть продута во вскрытом пакете. Есть и боле экстравагантные способы модификации конструкции – добавление ручек, использование замка-молнии, Zip- замка, прозрачных окошек и т.д.
Наиболее распространенный способ печати на дой-пак – флексография, но наиболее продвинутые производители применяют и глубокую печать. Эта гибкая упаковка позволяет оказаться от этикетки, разместив всю необходимую информацию о составе, производителе и т.п. на поверхности пакета. Упакованный в дой-пак продукт можно сделать видимым потребителю, если использовать в конструкции упаковки прозрачные материалы. Преимуществом в использовании готовых пакетов дой-пак также является возможность для компаний выйти на рынок с новым продуктом без осуществления крупных инвестиций. Таким образом, упаковщику не нужно иметь линию, осуществляющую полный цикл упаковки, но лишь машину для заполнения заготовок. Однако такие пакеты оказывается на 10-25% дороже тех, что сделаны прямо на месте.
Свойства пакетов дой-пак
Почему упаковщики обращаются к применению дой-пак? Пожалуй, основным мотивом, побуждающим к этому, является желание привлечь внимание покупателя нестандартной упаковкой в сегменте, где она раньше не использовалась. С другой стороны, оказываются востребованы такие качества дой-пак как возможность стерилизации упаковки, ее разогрева в микроволновой печи, достижения продолжительных сроков хранения. Для потребителей дой-пак удобны тем, что продукты в этой упаковке компактно размещаются в холодильнике или хозяйственном шкафу, а содержимое вскрытого пакета не выливается и не высыпается. Дозатор позволяет не только рационально использовать содержимое, но и предотвращает его окисление и подсыхание, если, например, майонез не был использован полностью. К тому же по сравнению с другими видами упаковки дой-пак позволяет в большей мере использовать жидкости высокой вязкости (например, соусы), остатки которых легко выдавливаются, а не остаются прилипшими к донышку.
Для придания барьерных свойств в производстве дой-пак применяются многослойные конструкции, состоящие, как правило, из удобного для печати внешнего слоя из лавсана или полиамида и внутреннего полиэтиленового слоя, обеспечивающего устойчивость и возможность термосваривания. Также в составе материала используется нейлон, ПЭТФ и т.п. Для пищевых применений между этими двумя слоями часто включают слой алюминиевой фольги, являющейся практически 100%-ым барьером для воды, газов и содержимого пакета и гарантирующей значительное увеличение срока хранения продуктов. Однако в последнее время ряд производителей стремится заменить алюминиевую фольгу более технологичными и дешевыми барьерными материалами, например EVOH. Внешняя поверхность дой-пак во многих случаях ламинируется.
Назначение дой-пак
Дой-пак получил широкое распространение после того, как истек срок действия патента французской фирмы Doypack, и технология стала доступна широкому кругу упаковщиков. На отечественном рынке пакеты дой-пак все еще завоевывают ниши, в которых они должны быть представлены по достоинству. Таким образом, происходит замещение других видов упаковки – картонной (bag-in-box), стеклянных и металлических банок, жестких пластиковых контейнеров, канистр и т. д.
Пакеты дой-пак подходят для упаковки как жидкостей, так и сыпучих продуктов, но, в силу достаточной дороговизны, они используются у нас в основном в небольшом числе ниш.
На мировом рынке лидирующим применением дой-пак является упаковка еды для домашних животных. В России уже традиционной стала упаковка в дой-пак различных соусов (включая майонез). Продукты, входящие в их состав, отличаются повышенной химической активностью и могут быстро окисляться под действием атмосферного кислорода (уксусная и лимонная кислота, жиры и т. д.). Кроме того, эти продукты фасуются в горячем виде, что предъявляет к упаковке особые требования, которым в наибольшей мере отвечают пакеты дой-пак.
Важной сферой применения пакетов дой-пак является сектор готовых супов, которые можно сегодня встретить в супермаркетах почти исключительно в этой упаковке. Наряду с барьерными свойствами, причиной успеха дой-пак в этом применении является возможность разогрева в микроволновой печи.
Одним из перспективных направлений применения дой-пак является розлив молока и молочных продуктов. Небольшие молокозаводы не могут позволить себе упаковку в тетра-пак, поэтому они выбирают дой-пак, также допускающие стерилизацию. В отсутствии барьерных свойств срок хранения молока в такой упаковке достигает 10 дней. Наряду с этим, преимуществом дой-пак является высокая прочность (могут выдерживать давление на 200-250 кг), которая делает упакованные в них продукты более удобными в транспортировке. В последнее время пакеты дой-пак все больше применяются также российскими производителями безалкогольных напитков.
В последние годы сфера применения этих пакетов заметно расширилась. Все чаще в дой-пак упаковывают непищевые продукты, что связано с изменением структуры спроса на рынках химических продуктов и строительных материалов, а также с тем, что многие упаковщики только сейчас открывают для себя возможности дой-пак. В частности, оказалось удобным фасовать в них технический спирт. На рынке потребления продуктов химии сегодня все больше мелких игроков, для которых удобнее фасовка в небольшие по объему (2-3 л) емкости дой-пак. Например, компания Tessa, клиентами которой в России в основном являются производители продовольствия, в последние годы начала осуществлять поставки на компании, выпускающие растворители, моющие вещества, жидкую косметику.
Инновации и нетрадиционные применения
Одной из инноваций, которой еще предстоит прижиться в России – саморазогревающиеся пакеты дой-пак. На таком пакете обычно установлена кнопка, нажим которой активирует экзотермическую реакцию в слоях упаковки, что и позволяет разогревать продукт в нужное время и в нужном месте. Эти пакеты могут применяться как для разогрева супов и напитков (кофе), так, в частности, и для подготовки к использованию краски для волос или медицинских препаратов, которые активизируются при определенной температуре. В косметике уместно немного подогревать маски для лица и кремы для удаления макияжа. Разогревающиеся пакеты дой-пак изготавливют с применением полиэтилена, полипропилена, ПЭТФ и т.д. При этом требования к упаковке выше в пищевых применениях, где необходимо достижение температуры 60-70°С. В косметике и медицине обычно ограничиваются уровнем 30-35°С.
Некоторые разработчики предложили пакеты дой-пак с несколькими камерами. Это необходимо в применении к продуктам, компоненты которых должны смешиваться непосредственно перед использованием. Эти вещества могут находиться как в жидкой, так и в твердой фазе. Данная технология пользуется спросом в упаковке химикатов и красителей, в особенности, когда речь идет о применении растворителя. Пакты дой-пак могут служить вспомогательной упаковкой, например, в сочетании с емкостью (бутылочкой) меньшего объема, которую можно по мере использования жидкого содержимого снова наполнять.
Среди необычных и перспективных направлений – упаковка в дой-пак питьевой воды. Правда оригинальность этого решения и возможности дизайна не всегда оправдываются дороговизной материала. Поэтому пока такая форма упаковки не получила широкого распространения, разве что в странах, где питьевая водя является особо ценной (Израиль). Более плодотворной стала идея фасовки в дой-пак алкогольных напитков. Большой эффект от сокращения транспортных расходов благодаря замене стеклянной тары в этом секторе более ощутим. Так, в компании Eric Comte Selection, выпустившей упакованное в дой-пак вино под маркой Prêt à boire, утверждают, что использование данной упаковки позволяет размещать на тех же паллетах на 40% больше продукции, чем при традиционном розливе в стеклянные бутылки. Для того, чтобы открыть новую упаковку, не требуется штопор и физическое усилие – отсюда и соответствующее название – Prêt à boire. К тому же эта тара не колется, а потому является более безопасной для потребителя. Правда, в этом случае существует проблема – приучить к новому виду упаковки потребителей такого традиционного напитка, как вино. Вот, почему производители Prêt à boire вынуждены изображать на своих пакетах «нормальные» винные бутыли. В противном случае их продукт могут просто не заметить – не сработает привычная ассоциация вина со стеклянной тарой.
Благодарим за предоставленную информацию и помощь в написании статьи:
Вячеслава Лисагорского (компания ""); Илью Зимоненко (компания )
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделуЧитайте по теме:
Все производители и поставщики продукции
- Флексопечать (129)
- Машины для производства пакетов от поставщика (108)
- Пакеты, пакетики оптом (3172)
- Реторт пакеты для стерилизации (34)
- Ламинированные пакеты (многослойные) (71)
- Пакеты с печатью, фирменные пакеты с логотипом (218)
- Пакеты с зип замком, zip пакеты, грипперы (82)
- Пакеты дой-пак (doy pack) (60)
- Вакуумные пакеты (в т.ч. газовые) (117)
- Сополимер этилена и винилового спирта EVOH (26)
- Оборудование для розлива / фасовки в пакеты (92)



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.