Российский рынок картонной потребительской упаковки: ограничения и стимулы
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
По материалам подготовленного ООО «КЦ ИРБИС» аналитического обзора «Российский рынок потребительской картонной упаковки»
А. Ограничение - дефицит сырья
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в области производства потребительской картонной упаковки в России является дефицит предложения отечественных картонов высокого качества.
В 2005 году суммарный объем выпуска всех видов картона в России составил 2800 тыс. тонн. Основа производства – это картон для транспортной тары (industrial packaging), в которой гофропродукция занимает доминирующее положение. Доля картонов для потребительской тары (consumer packaging) в суммарном объеме выпуска картона всех видов в 2005 г. составила всего 10% или оценочно около 280 тыс. тонн (см. рисунок):
Распределение российского производства картонов по видам в 2005 году:
Совершенно очевидно, что производимого в России картона для потребительской тары явно недостаточно для обеспечения сырьем российских производителей картонной упаковки, спрос на которую ежегодно растет на 10-15%.
Дефицит в обеспечении картоном покрывается за счет импорта, почти на 50% обеспечивающего потребность российского рынка в данном сырье: по результатам 2005 г. пассивное сальдо внешней торговли картоном для потребительской тары составило 252 тыс. тонн. Среди иностранных поставщиков картона особенно заметны компании M-Real, Stora Enso, Фабрика картона «Умка», Mayr Melnhof, Киевский КБК.
Таким образом, в 2005 г. ресурс для обеспечения выпуска картонной потребительской упаковки составил 530 тыс. тонн. Данный уровень может быть принят за основу при оценке объемов выпуска потребительской картонной упаковки российскими производителями, включая производителей упаковки для жидких пищевых продуктов (в эквиваленте картона).
B. Общий стимул – развитие потребляющих производств
Бурному развитию производства потребительской картонной упаковки в последние годы способствовал общий экономический рост, сопровождаемый увеличением реальных доходов населения: за период 2000-2005 гг. рост ВВП составил 134,7% при росте реальных доходов населения в 1,7 раза. Ускоренный рост реальных доходов населения явился стимулом к увеличению выпуска потребительских товаров, в том числе продуктов питания, сопровождавшийся ростом спроса на потребительскую упаковку, включая картонную.
В структуре спроса на картонную упаковку превалирует пищевая промышленность. Именно в пищевой промышленности выделяется ряд сегментов, где темпы роста спроса на картонную потребительскую упаковку носят «взрывной» характер.
Динамика реальных доходов населения и производства ТНП в РФ в 2000-2005 гг. (2000 г. = 100%) Группа А: рост производства соответствует или несколько ниже темпов роста реальных доходов населения
Группа Б: рост производства превышает темпы роста реальных доходов населения
Аналогично динамике Группы Б развиваются производства быстрых завтраков, замороженных продуктов и ряда других новых для России сегментов пищевой промышленности, также формирующих спрос на упаковку из картона.
C. Стимул - глобализация рынка и локализация производств
Уже состоявшееся вхождение России в глобальный рынок сопровождалось следующими процессами:
- массированный импорт потребительских товаров;
- открытие крупными международными компаниями – производителями продуктов питания и ТНП собственных производств на территории России (Nestle, Danone, BAT, Mars, Heinz, Unilever, Avon и др.);
- развитие розничных сетей самообслуживания (федеральных и региональных) различных форматов (Рамстор, Перекресток, Пятерочка, Арбат Престиж, сеть аптек «36,6» и др.).
Результатом действия указанных процессов явились новые требования к упаковке предлагаемых потребителям товаров: помимо выполнения основной функции обеспечения сохранности товара упаковка стала выполнять активную маркетинговую роль средства продвижения продукта на рынке. Расширение функций упаковки пришло в ряде сегментов рынка в несоответствие с ассортиментом и качеством картонной упаковки, предлагаемой отечественными производителями. Особенно остро данное несоответствие проявилось в группе упаковки табачных изделий и упаковки жидких пищевых продуктов. Образовавшаяся ниша была быстро занята иностранными упаковочными компаниями, открывшими местные производства:
1) в сфере табачной упаковки – ООО «Амкор Ренч Новгород» (объем производства табачной упаковки в 2005 г. составил 50 тыс. т); ООО «Вествэкоистпринт», Москва (13,2 тыс.т), ЗАО «АР Картон», Тимашевск (9 тыс. т). Указанные 3 компании суммарно контролируют 60% рынка табачной упаковки в России. Перспективы расширения производства в России определяются тем, что более 25 тыс. т готовой табачной упаковки в 2005 г. было поставлено по импорту. Не удивительно, что крупнейшие иностранные упаковочные компании приступили к реализации новых проектов по производству табачной упаковки, в том числе канадская фирма «Alcan», планирующая открытие производства в С. Петербурге;
2) в сфере картонной упаковки для жидкой пищевой продукции доминирующее положение занимает компания «Тетра Пак» (Швеция). Этот концерн имеет на территории России две производственные базы по производству упаковочных материалов: фабрику «Тетра Пак Поток» в г. Королеве Московской области и фабрику «Тетра Пак Кубань» в г. Тимашевске Краснодарского края. Суммарно с учетом импорта компания «Тетра Пак» в 2005 г. предложила российскому рынку более 5 млрд. единиц упаковок, что в эквиваленте картона составило 82,5 тыс. тонн. Доля компании «Тетра Пак» в российском производстве картонной упаковки для жидких пищевых продуктов составила 75%, доля на рынке картонной упаковки для жидких продуктов – 69%. В 2007 году компания планирует ввести в эксплуатацию новую фабрику по производству упаковки в г. Лобня Московской области.
Указанные сегменты рынка потребительской картонной упаковки носят концентрированный характер. В других сегментах (картонная упаковка для кондитерских изделий, СМС, готовых завтраков, лекарственных средств, чая и т.д.) развернулась острая конкуренция. Борьба идет между российскими производителями, которые оснастили собственные производства современным оборудованием. Эти производители предлагают рынку картонную упаковку сложного технологического исполнения, в том числе с использованием комбинированных материалов и различных технологий полиграфии.
Названия компаний-лидеров российского рынка хорошо известны. Это ОАО «Санкт-Петербургский КПК», ЗАО «ГОТЭК-ПРИНТ», ОАО «Полиграфоформление», ОАО «МКПК» и ООО «Ост-Мастер».
ПРИМЕЧАНИЕ:
Более подробную информацию по этой теме Вы можете получить, заказав готовый маркетинговый отчет «Российский рынок потребительской картонной упаковки». Ориентировочная дата выхода отчета: 1 квартал 2007 г.
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделуВсе производители и поставщики продукции
- Маркетинговые агентства (28)
- Машины для производства цилиндрической картонной упаковки (22)
- Машины для производства упаковки из гофрокартона (76)
- Машины для производства гофрокартона (78)
- Машины для производства картона и упаковки из него (32)
- Картонные пищевые контейнеры (в т.ч. бумажные) (48)
- Поддоны из гофрокартона (гофроподдоны) (30)
- Картонные гильзы, втулки, шпули, тубы (в т.ч. бумажные) (33)
- Транспортная тара из гофрокартона (гофротара) оптом (148)
- Транспортная картонная тара (80)
- Картонные тубы (32)
- Лотки, подложки из картона (46)
- Гофроящики, ящики из гофрокартона (132)
- Картонные ящики (54)
- Коробки из микрогофрокартона (95)
- Гофрокороба, коробки из гофрокартона оптом (257)
- Картонные коробки, короба, коробочки (227)
- Картонные футляры (40)
- Футляры для бутылок из картона (33)
- Заготовки для коробок из картона (46)
- Крышки из бумаги / картона (23)
- Картон (635)
- Сшиватели коробок и т.п. скобами, степлеры (23)
- Оборудование для сборки коробок (46)



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.